14. Финансово-банковский сектор

14. Финансово-банковский сектор

В долгосрочной перспективе развитие финансовой сферы Уральского федерального округа будет определять состояние и тенденции развития реального сектора его экономики и уровень жизни населения.

Особенности финансового сектора Уральского федерального округа обусловливаются следующими факторами:

высокий уровень валового регионального продукта по сравнению с другими федеральными округами и, как следствие, снижение доли активов и кредитов банковского сектора, бюджетных расходов, страховых премий и других показателей развития финансового сектора в валовом региональном продукте при их сопоставимости по объемам с другими федеральными округами;

высокая концентрация банковского, финансового и промышленного капиталов;

высокая научная и профессиональная подготовка кадров;

высокая инновационная активность ведущих научно-исследовательских центров округа;

преобладание в структуре экономики сырьевых секторов, которым не требуется больших объемов кредитных ресурсов российских кредитных организаций для своего развития;

высокий уровень рисков в экономике округа из-за высокой степени концентрации промышленного производства, значительного износа активов промышленных предприятий и неблагоприятных природных и экологических условий.

Совокупные активы банковского сектора Уральского федерального округа на 1 января 2011 г. достигли 1802,8 млрд. рублей. Соотношение активов банковского сектора с валовым внутренним региональным продуктом округа составило 24,6 процента, а кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, - 21,8 процента.

На территории Уральского федерального округа представлены крупнейшие банковские структуры федерального и международного масштаба. При этом наблюдается тенденция экспансии московских и международных структур, в том числе путем поглощения местных банков.

В последние годы наблюдается процесс интенсивной автоматизации банковской деятельности, связанный с внедрением в кредитных организациях банковских автоматизированных систем и технологий дистанционного обслуживания, что позволяет существенно расширить клиентскую базу кредитных организаций и предложение банковских услуг.

Основной целью развития финансово-банковского сектора Уральского федерального округа является укрепление и дальнейшее развитие устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры, обеспечивающей потребности хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах.

Для развития этого сектора в Уральском федеральном округе необходимо решить следующие основные задачи:

повышение капитализации, конкурентоспособности кредитных организаций, а также инвестиционной привлекательности банковского бизнеса;

укрепление ресурсной базы кредитных организаций;

расширение участия банковского сектора в финансировании инновационных и инвестиционных процессов и проектов;

повышение качества и расширение перечня банковских и иных финансовых услуг, в том числе путем развития внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на финансовом рынке, включая конкуренцию за клиентов;

развитие финансового обслуживания малого бизнеса и населения;

внедрение прогрессивных кредитных технологий.

Внедрение новых технологий и новых банковских продуктов позволит кредитным организациям существенно повысить скорость и качество проведения банковских операций, упростит осуществление расчетов для населения, обеспечит населению более широкие возможности получения наличных денег с банковских счетов и защиту имущественных интересов граждан от фальшивомонетничества, создаст условия для продвижения банковских продуктов и услуг в удаленные районы Уральского федерального округа с низким уровнем развития банковского обслуживания, где отсутствуют кредитные организации, их филиалы или внутренние структурные подразделения.

Повышению качества и расширению перечня банковских и иных финансовых услуг будет способствовать намеченная в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года и уже проводимая Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации работа по совершенствованию законодательства о потребительском кредитовании, о кредитной кооперации и микрофинансировании.

В последние годы в Уральском федеральном округе активно развивается малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Только с 2008 по 2009 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, возросло на 80 тысяч и составило более 166 тысяч. Вместе с тем субъекты малого бизнеса испытывают дефицит кредитно-финансового обслуживания. Для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, а также для населения, ведущего личное подсобное хозяйство, банковские кредиты малодоступны из-за усложненной процедуры получения и дороговизны обслуживания.

В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года одним из перспективных направлений решения указанной проблемы (наряду с развитием банковского обслуживания и принятием государством части рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса банками) намечено создание системы некредитных организаций, прежде всего кредитных кооперативов и организаций микрофинансирования, а также ломбардов. При этом Правительство Российской Федерации будет обеспечивать регулирование деятельности соответствующих некредитных организаций в указанной сфере, а также их контроль.

Основными сферами кредитования нефинансового сектора в Уральском федеральном округе станут машиностроение, обрабатывающие производства и лесной комплекс. Кроме того, банковский сектор примет участие в кредитовании в реализации ключевых региональных и межрегиональных инвестиционных проектов развития территорий.

Темпы и динамика развития страхового рынка Уральского федерального округа в целом положительные, страховой рынок округа развивается темпами, близкими к темпам общероссийского рынка.

Высока концентрация страхового рынка. Сложившаяся модель страхового рынка не соответствует потребностям экономики Урала и лишь частично выполняет основные функции страхования.

В последние годы наблюдается отрицательная динамика количества акционерных обществ и финансовых организаций, из-за чего появилось много нелегальных компаний, осуществляющих недобросовестную деятельность на рынке ценных бумаг.

Тем не менее существуют предпосылки для благоприятного развития корпоративной и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в Уральском федеральном округе, обусловленные наличием инвестиционных ресурсов и квалифицированных кадров.

Основными проблемами финансовой системы Урала на сегодняшний день являются неэффективные расходы в бюджетной сфере, несогласованность социально-экономической и бюджетной политики, дефицит долгосрочных доступных ресурсов банковской системы, недостаточное вовлечение во внутренний финансовый оборот ресурсов государства, населения и бизнеса, низкий уровень капитализации нефинансовых активов, небольшие размеры и структурные диспропорции страхового сектора и финансовых рынков, низкий уровень их развития и эффективности.

Ориентиром развития финансовой системы является повышение ее роли как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач развития Уральского федерального округа, обеспечение направленности ее развития на инвестиции и модернизацию производства на Урале. Развитие финансовой системы - это средство развития экономики округа и создания необходимых условий для ее финансового обеспечения.

Основными задачами развития финансовой сферы в Уральском федеральном округе являются:

формирование долгосрочной ресурсной базы финансового сектора, увеличение ее масштабов и сроков предоставляемых кредитных ресурсов;

создание в округе благоприятного инвестиционного климата и условий для увеличения доли инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику;

устранение структурных диспропорций развития финансовых рынков, в том числе по соотношению себестоимости вложенных и привлеченных средств, а также сроков их привлечения и размещения;

концентрация ресурсов финансового сектора на реализации межрегиональных проектов стратегии развития округа и крупнейших проектов развития его территорий на основе создания механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления округа, участников финансовых рынков и хозяйствующих субъектов;

разработка и реализация долгосрочной бюджетной политики, включая создание необходимых предпосылок для поддержания высоких темпов экономического развития на уровне 5 - 6 процентов роста валового регионального продукта в год за счет повышения вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений, создание условий для инновационного развития экономики, повышение уровня и качества жизни.

Основными задачами бюджетной политики в Уральском федеральном округе являются:

повышение эффективности управления бюджетными расходами и их оптимизация;

концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Развитие банковского сектора предусматривает:

повышение доступности и качества банковских услуг, расширение клиентской базы за счет развития дистанционных механизмов, использования интернет-технологий и выстраивания сетевых структур кредитования;

повышение финансовой грамотности населения;

аккумулирование и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов с рынка капиталов, страховых резервов при обеспечении строгого контроля за их сохранностью, привлечение в финансовый сектор имущественных активов, сконцентрированных в иных секторах экономики, но до настоящего времени не получивших надлежащей рыночной оценки либо не введенных в оборот на финансовых рынках;

расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности банковской системы, снижение издержек при консолидации и развитии региональных сетей;

становление и развитие образовательных кредитов для населения;

совершенствование механизмов ипотеки и расширение набора финансовых инструментов с целью стимулирования развития жилищного рынка в целом;

повышение роли профессиональных участников рынка, включая саморегулируемые организации, и обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти по реализации межрегиональных проектов и решению задач социально-экономического развития территорий.

В сфере страхования с учетом основных положений и направлений Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу основными задачами в Уральском федеральном округе являются:

увеличение собственных средств страховых организаций;

повышение эффективности системы медицинского страхования, страхования жизни и здоровья населения;

реорганизация системы субсидирования сельскохозяйственного страхования;

развитие экологического страхования и страхования крупных специфических для Урала рисков, прежде всего страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

активизация участия системы страхования в реализации приоритетных национальных проектов и межрегиональных проектов;

развитие различных видов имущественного страхования и страхование жизни в связи с освоением новой ресурсной базы в районах Полярного и Приполярного Урала, необходимостью привлечения квалифицированных кадров и увеличением доходов населения в рамках реализации межрегиональных проектов;

развитие страхования средств наземного транспорта и гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а также страхования финансовых рисков;

повышение финансовой грамотности и информированности населения;

формирование эффективной системы защиты прав потребителей страховых услуг;

обеспечение защиты качества жизни граждан посредством страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, страхования имущества граждан;

содействие становлению добровольного пенсионного страхования.

Для успешного решения этих задач необходимо осуществить развитие системы страховой деятельности в регионе, включая:

создание и укрепление механизмов страхования и перестрахования;

предупреждение банкротства и совершенствование механизма прекращения деятельности страховщика;

совершенствование бухгалтерской и статистической отчетности, в том числе для прозрачности деятельности субъектов страхового дела;

развитие правовых основ деятельности обществ страхования;

совершенствование форм и методов страхового надзора.

В сфере финансовых рынков и инвестиционной инфраструктуры основными задачами являются:

внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие инвесторов на финансовом рынке;

создание новых инвестиционных продуктов, ориентированных на инвестирование в приоритетные и инновационные высокотехнологические сектора экономики, привлечение участников финансового рынка к реализации межрегиональных проектов на основе государственно-частного партнерства;

использование различных механизмов и способов поддержки региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг для предотвращения появления организаций, имеющих признаки "финансовых пирамид";

повышение уровня финансовой грамотности населения в регионе для вовлечения широких слоев частных инвесторов в коллективные формы, например, негосударственные пенсионные фонды (долгосрочные инвестиционные ресурсы);

использование знаний и опыта региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг для продвижения финансовых услуг в муниципалитетах;

создание провайдера финансовых ресурсов и услуг на территории Уральского федерального округа на базе международного финансового центра в г. Москве, предусмотренного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.