16. Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

16. Сохранение окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности

Среди федеральных округов страны самое неблагоприятное экологическое состояние природной среды в целом наблюдается в Уральском федеральном округе. Динамика экологических процессов остается преимущественно негативной.

Экологическая ситуация в округе осложняется наличием множества многотонных свалок и промышленных отходов, которые необходимо утилизировать и эффективно перерабатывать при целенаправленном использовании инновационных технологий.

Решение проблем рационального природопользования и экологии в рамках Стратегии является одним из важных направлений. При этом особое внимание должно быть уделено экологической чистоте источников питьевого водоснабжения, решению проблем утилизации отходов, сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе в связи с ростом промышленности и объемом транспортных перевозок.

Серьезной проблемой является экологически безопасное функционирование городского хозяйства. Его развитие невозможно без осуществления первоочередных мер по газификации, развитию систем водоснабжения и канализации, размещению и утилизации твердых бытовых отходов и озеленению городской территории.

В регионе сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. В воздушную среду городов поступают диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, летучие органические соединения и другие вещества, что приводит к ухудшению санитарно-гигиенических условий проживания населения и росту его заболеваемости.

Среди федеральных округов Уральский федеральный округ занимает 2-е место по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Острота экологической ситуации в Уральском федеральном округе усугубляется радиационной обстановкой, сложившейся в результате деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк", расположенного в Челябинской области.

Уральский федеральный округ занимает 1-е место в России по объемам накопления отходов и 5-е место по объемам их образования. Длительное и интенсивное накопление на территории округа преимущественно производственных твердых отходов привело к возникновению крупномасштабной угрозы вторичного загрязнения окружающей среды и деградации природных комплексов, последствия которых уже приобрели в ряде районов черты экологического бедствия.

На территории региона в отвалах и шламохранилищах, на полигонах и несанкционированных свалках накоплено более 15 млрд. тонн различных отходов. Особую опасность представляют запрещенные и непригодные к применению пестициды, которых на территории Урала скопилось около 1300 тонн, из них почти 80 процентов - на территории Курганской области. Особую опасность представляют токсичные отходы. Динамика использования и обезвреживания токсичных отходов значительно отстает от темпов их образования.

Экологические угрозы, связанные с проблемами отходов, наиболее остры в районах размещения основных предприятий энергетики, работающих на твердом топливе, а также в нефтеперерабатывающей отрасли. Так, 3 города Уральского федерального округа входят в двадцатку населенных пунктов Российской Федерации (гг. Асбест, Качканар и Магнитогорск) с наибольшим объемом образования отходов (суммарный объем образованных в 2009 году отходов - 129,9 млн. тонн).

За 2009 год в округе было образовано около 210 млн. тонн отходов, что составляет 6 процентов общего объема образованных отходов в целом по России. Образование отходов на территории Уральского федерального округа в основном связано с такими отраслями промышленности, как добыча ископаемого сырья, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, производство строительных материалов и агропромышленный комплекс.

К наиболее острой проблеме в сфере обращения с отходами относится неэффективное управление органами местного самоуправления этой производственно-экологической сферой на подведомственной территории, в том числе:

фактическое отсутствие инвентаризации источников образования отходов на территории муниципальных образований;

несоблюдение порядка организации объектов размещения отходов, предусмотренного Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", что приводит к увеличению количества несанкционированных объектов размещения отходов;

наличие бесхозяйных хранений пестицидов и ядохимикатов, пришедших в негодность и требующих ликвидации;

крайне недостаточное количество объектов утилизации и переработки твердых бытовых отходов, отвечающих современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, в жилищно-коммунальных комплексах населенных пунктов округа;

отсутствие реальных механизмов привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами.

Основными направлениями решения сложившихся проблем в сфере обращения с отходами в Уральском федеральном округе являются:

внедрение существующих и разработка недостающих инновационных технологий утилизации и переработки отходов производства и потребления;

активизация деятельности органов местного самоуправления;

разработка и реализация комплексных экологических программ, направленных на решение проблем отходов производства и потребления, образующихся и размещаемых на их территориях;

разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных образований;

организация раздельного сбора и размещения отходов производства и потребления;

строительство предприятий по утилизации отходов производства и потребления (заводы по переработке твердых бытовых отходов), в том числе межмуниципальных комплексов по переработке бытовых отходов;

ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов;

введение дополнительных мер стимулирования предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов.

Эффективным механизмом обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами должна стать долгосрочная целевая региональная программа комплексной переработки и утилизации производственных и твердых бытовых отходов на территории промышленного Урала. Разработка и реализация указанной программы должны осуществляться на региональном и межрегиональном уровнях без законодательного и финансового участия федеральных властей.

Первоочередным крупным инвестиционным проектом этой программы должен стать проект строительства предприятий по переработке и утилизации производственных отходов на территории промышленного Урала.

Актуальной проблемой Урала является восстановление и сохранение плодородия почв и средозащитных функций лесов.

В Уральском федеральном округе происходит сокращение площади сельскохозяйственных угодий и развитие негативных процессов, ведущих к деградации почв и снижению их плодородия. Сработка гумуса в регионе достигает 0,42 - 0,82 т/га в год, при этом урожайность сельскохозяйственных культур не превышает 40 - 70 процентов климатически обеспеченной урожайности. Площадь эродированных сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 19,2 процента, дефляционных - 4,4 процента. Процессы опустынивания угрожают южным районам Челябинской области.

Проблема восстановления и сохранения средозащитных функций лесов Уральского региона связана с нарушением принципов непрерывного и неистощительного лесопользования, уменьшением лесовосстановительных работ на землях лесного фонда и работ по созданию защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Важное значение имеет также озеленение территорий городов и населенных пунктов. Решение указанной проблемы станет важным фактором оздоровления окружающей среды в регионе.

Особое место в решении природоохранных задач занимает необходимость сохранения и восстановления среды традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера Российской Федерации, сохранения оленьих пастбищ.

Водохозяйственный комплекс Уральского федерального округа является одним из основных структурных звеньев природно-экономической системы региона.

Ресурсный потенциал развития этого комплекса в регионе весьма велик, прежде всего это водные ресурсы речного стока. По общему объему ресурсов речного стока Урал занимает среди федеральных округов страны 3-е место, уступая только Сибирскому и Дальневосточному округам. Однако, распределение водных ресурсов речного стока по территории региона крайне неравномерно - от 581,3 куб. км/год (средние многолетние значения) в Ямало-Ненецком автономном округе до 7,4 куб. км/год в Челябинской области и 3,5 куб. км/год в Курганской области.

Весьма значительны в Уральском федеральном округе и ресурсы подземных вод. Прогнозные ресурсы подземных вод региона составляют 142,6 млн. куб. км/сутки (по состоянию на 1 января 2010 г.), или 16,4 процента суммарных прогнозных ресурсов подземных вод России.

Использование ресурсов подземных вод в Уральском федеральном округе примерно соответствует общероссийскому уровню. Если в регионе степень освоения прогнозных ресурсов и запасов подземных вод составляет 1,8 процента и 22,6 процента, то в целом по стране 3,2 процента и 15,7 процента.

На Урале насчитывается более 700 тыс. озер, или почти 26 процентов общего их количества в стране. Регион занимает 3-е место в стране по улову рыбы в озерах.

Более 402 тыс. кв. километров территории Урала занимают болота, что составляет около 28 процентов их общей площади в стране. В болотах Западной Сибири, в основном на территории Тюменской области и автономных округов, аккумулируется 490 куб. километров воды, что на 20 процентов превышает среднегодовой сток р. Оби у г. Салехарда. В них же сконцентрировано более половины общероссийских запасов торфа (119,3 млрд. тонн).

Однако за последние 2 десятилетия добыча торфа сократилась в 6 раз. Ликвидация или банкротство торфодобывающих предприятий сопровождались нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации о рекультивации болот путем обводнения и искусственного заболачивания, что привело многие территории региона к пожароопасной ситуации.

Основной проблемой ресурсного потенциала водохозяйственного комплекса Урала остается продолжающееся загрязнение поверхностных и подземных водных объектов, являющихся важнейшим ресурсом водоснабжения, стратегическим фактором социально-экологического благополучия и безопасности жизнедеятельности населения.

Несмотря на сокращение в течение последних 2 лет объема сброшенных сточных вод в водные объекты, антропогенная нагрузка на последние остается значительной. Вместе со сточными водами в реки и озера региона поступают загрязняющие вещества - органические соединения, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, фосфор, азот нитратный и аммонийный, соли тяжелых металлов, ртуть, алюминий и другие вещества. Загрязнение водных объектов в сочетании с изменением гидрохимического режима ведет к снижению эффективности их воспроизводственных функций и развитию процессов деградации, что стало одной из основных причин возникновения проблемы обеспечения населения региона чистой питьевой водой.

В последние годы ситуация с состоянием подземных и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, а также с качеством воды в местах водозабора существенно не изменилась и продолжает оставаться неудовлетворительной практически на всей территории округа. В частности, доля источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны, в Уральском федеральном округе в 2008 году составила 48 процентов, в то время как в целом по России - 33 процента. Без необходимого комплекса очистных сооружений питьевую воду населению подавали в 2008 году 37,4 процента всех водопроводов Урала (больше 41,1 процента - только в Дальневосточном федеральном округе). Особенно неблагоприятная обстановка с обеспеченностью необходимыми технологиями очистки и обеззараживания воды на водопроводах и поверхностных источниках наблюдалась в Тюменской области (соответственно 58,6 процента и 56,6 процента) и в Ямало-Ненецком автономном округе (40 процентов).

В результате в 2009 году в бассейне р. Оби было зафиксировано 543 случая высокого и экстремально высокого загрязнения воды, в то время как в бассейне р. Волги - 375 случаев. Это более 30 процентов всех отмеченных случаев высокого и экстремального загрязнения поверхностных вод в стране в 2009 году.

Частые случаи экстремально высокого загрязнения водных объектов отмечались в реках Салде и Тагил (Свердловская область).

Сравнительно лучше положение с подземными водами региона. С 2000 по 2009 год число выявленных участков загрязненных подземных вод на Урале составило 321 единицу, или менее 6 процентов общего их числа по стране.

В обеспечении экологического равновесия на территории региона важную роль играют земли особо охраняемых территорий, система которых развита недостаточно и находится в неудовлетворительном состоянии. В первую очередь это относится к состоянию водоохранных зон рек и водохранилищ, особенно источников питьевого водоснабжения. На многих водных объектах водоохранные зоны не обустроены и включают несанкционированную застройку, прибрежные полосы не очищены, продолжается загрязнение и захламление земель, из водоохранных зон не выводятся животноводческие фермы, сводится лесная и кустарниковая растительность.

Постепенно обостряется дефицит водных ресурсов во многих районах округа, в том числе питьевой воды в отдельных местностях Челябинской и Курганской областей. Почти 25 тыс. жителей в этих областях снабжаются привозной питьевой водой.

Состояние водопользования в жилищно-коммунальном и производственном секторах хозяйства Урала отражает общую негативную ситуацию в системе его водопользования. Самая неблагоприятная динамика основных показателей водопользования в России среди всех федеральных округов наблюдается в Уральском федеральном округе. Так, если во всех федеральных округах сброс загрязненных сточных вод в природные поверхностные водные объекты сократился с 1990 по 2009 год примерно в 2 раза и составил в целом по России в 2009 году 57 процентов по отношению к 1990 году, то на Урале он вырос и составил 112 процентов. В то же время, абсолютный объем сброса загрязненных сточных вод в природные поверхностные водные объекты Урала (1,7 млрд. куб. метров в 2009 году) меньше, чем в других федеральных округах, за исключением Дальневосточного федерального округа.

Близка к среднероссийской, весьма низкой (11,4 процента в 2009 году), доля объема нормативно-очищенных вод к объему сточных вод, требующих очистки, - 10,9 процента в 2009 году.

Кардинальное повышение эффективности водопользования в жилищно-коммунальном и производственном секторах хозяйства является первым и важнейшим направлением развития водохозяйственного комплекса Урала.

Важным направлением развития водохозяйственного комплекса Урала является создание эффективно функционирующих речных транспортных путей и комплексное использование водных ресурсов больших и малых рек бассейна р. Оби. В настоящее время в регионе насчитывается 1,47 тыс. гидротехнических сооружений (из них 74 сооружения являются бесхозными). Состояние многих из них нуждается в капитальном ремонте.

Комплексное использование водных ресурсов рек Урала, обеспеченное необходимым инфраструктурным развитием, в том числе гидротехнических сооружений, стратегически важно для повышения эффективности агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, сферы отдыха и туризма.

Защита населения и населенных пунктов от наводнений и других негативных воздействий воды, комплексное освоение и использование ресурсов озер и болот региона также являются важными направлениями развития водохозяйственного комплекса Урала.

Главная проблема развития водохозяйственного комплекса Урала это отсутствие целенаправленной, материально и финансово обеспеченной политики комплексного использования и охраны водных объектов и водных ресурсов региона. В результате обостряются следующие проблемы:

нерациональное использование водных ресурсов;

высокая загрязненность поверхностных и подземных водных объектов и ресурсов;

несоответствие качества питьевой воды во многих населенных пунктах нормативным требованиям;

наличие в ряде районов округа дефицита водных ресурсов.

Эти проблемы обусловлены следующими причинами:

устаревшие производственные технологии;

высокий уровень потерь воды при ее транспортировке;

низкая оснащенность водозаборных сооружений системами учета расхода воды;

технологически устаревшие системы очистки воды или их полное отсутствие;

отсутствие эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;

недостаточно комплексное использование водных ресурсов.

Стратегическими целями развития водохозяйственного комплекса Урала являются:

гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;

снабжение качественной питьевой водой населения;

рациональное и комплексное использование водных ресурсов региона, создающее условия для эффективного развития промышленности, энергетики, водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства, туристско-рекреационного комплекса;

охрана и восстановление водных объектов и водных ресурсов Урала;

обеспечение защищенности населения и населенных мест региона от негативного воздействия вод.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

модернизация очистных сооружений на основе новейших технологий очистки воды;

совершенствование и внедрение инновационных технологий подготовки питьевой воды;

разработка и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов региона;

снижение негативного воздействия вод на жизнедеятельность населения и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;

обустройство зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, обеспечение режима соответствующих зон санитарной охраны.

Решение этих задач необходимо осуществлять путем:

обоснования и внедрения эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;

обеспечения льготного кредитования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации сооружений очистных вод с внедрением инновационных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит;

совершенствования управления региональным водохозяйственным комплексом;

разработки региональных нормативов допустимого антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории;

введения государственного мониторинга водных объектов региона;

формирования современной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса.

В результате реализации стратегических целей развития водохозяйственного комплекса Урала будет обеспечено снижение:

удельной водоемкости его валовой региональной продукции на 45 - 50 процентов;

потери воды при ее транспортировке на 30 - 40 процентов;

доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, в 2,5 - 3 раза.

Главной целью экологической политики в Уральском федеральном округе является обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки в регионе, что отвечает задачам стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Задачами обеспечения комплексного решения экологических проблем Уральского федерального округа являются:

обеспечение экологически безопасного развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики;

улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

улучшение состояния поверхностных и подземных вод, расширение сети контроля состояния водных объектов;

обеспечение экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления, создание предприятий по переработке отходов непосредственно на полигонах округа;

восстановление плодородия земель и средозащитных функций лесов, увеличение объемов рекультивации земель;

предотвращение и ликвидация последствий экологически опасных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

сохранение биоразнообразия и предотвращение деградации экосистем Уральского федерального округа;

развитие сети особо охраняемых природных территорий, в том числе создание государственного природного заповедника "Белозерский" (Тюменская область) и национального парка "Зигальга" (Челябинская область), а также сохранение природных комплексов водно-болотных угодий, в первую очередь имеющих международное значение;

усиление системы экологического образования и воспитания населения, в том числе работников, занятых в промышленном производстве;

научная разработка и внедрение природосберегающих технологий, строжайшее соблюдение экологических стандартов при строительстве, транспортном и промышленном освоении территорий округа.

Существенно важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, являются погода и климат.

В связи с этим необходимо развитие нормативно-правовой базы по разработке и реализации мер, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия в области изменения климата путем:

использования энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

использования возобновляемых и альтернативных источников энергии;

стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;

введения налоговых, таможенных льгот для предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на улучшение экологической ситуации, в том числе деятельность по переработке отходов и сокращению выбросов парниковых газов в атмосферный воздух.

Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, погодно-климатические условия в то же время являются угрозой для человека и объектов экономики при возникновении опасных гидрометеорологических явлений.

Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа.

В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, в особенности таких погодозависимых отраслей, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство и сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения.

В настоящее время обеспеченность оборудованием для наблюдений за состоянием окружающей среды составляет:

гидрологическим оборудованием - 72 процента;

метеорологическим оборудованием - 76 процентов;

аэрологическим оборудованием - 100 процентов;

оборудованием по оценке загрязнения атмосферного воздуха - 49 процентов;

оборудованием по оценке загрязнения поверхностных вод - 85,5 процента;

оборудованием по оценке радиоактивного загрязнения - 47 процентов.

Дефицит таких пунктов наблюдения, как гидрологические посты, составляет 55 единиц, метеорологических станций - 29 единиц.

Таким образом, плотность наблюдательной сети на Урале является недостаточной для изучения регионального климата и обеспечения задач экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.

В связи с этим возникает необходимость развития наблюдательной сети в части увеличения пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения необходимым оборудованием, отвечающим современным требованиям.

В рамках формирования системы производственно-экологического мониторинга окружающей среды предполагается создание в регионах Урала ситуационных центров, связанных с ситуационным центром полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, которые обеспечивают непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды.

Инновационный вариант социально-экономического развития округа обеспечивает реализацию экологически значимых мероприятий, прежде всего в области экологически безопасного развития производства, развития городского хозяйства, утилизации производственных отходов, восстановления, использования и охраны водных объектов, охраны земель и лесных ресурсов.