III. Прогнозный сценарий развития отрасли воздушных перевозок в Российской Федерации
Общие подходы к формированию прогнозного сценария развития
отрасли воздушных перевозок в Российской Федерации
В сложившихся условиях санкционных ограничений и ведущейся разработки мер по противодействию их последствиям смоделирован прогнозный сценарий развития авиационной отрасли Российской Федерации, являющийся целевым (базовым).
В качестве исходных данных для разработки сценария использованы полученные опросным методом данные по остаточным ресурсам имеющейся в наличии авиационной техники российских эксплуатантов и прогноз поставок воздушных судов отечественного производства.
Прогнозные показатели поставок авиационной техники отечественного производства по годам приведены в приложении N 2.
Реализация сценария и отклонение от него зависят в первую очередь от возможностей поддержания летной годности воздушных судов и доступности запасных частей. Также сценарий зависит от темпов поставки авиационной техники отечественного производства (риски реализации Программы и механизмы мониторинга приведены в разделе X Программы).
Участие вертолетной техники во внутренних пассажирских перевозках не учитывалось в целевом (базовом) сценарии, так как перевозки пассажиров на вертолетах имеют существенное значение лишь в отдельных северных и северо-восточных регионах страны, а в целом по отрасли ограничены относительно низким уровнем до 0,6 - 0,7 процента обслуживаемого пассажиропотока.
Прогнозные показатели поставок самолетов отечественного производства в период 2024 - 2026 годов приведены в приложении N 2(1).
Основные параметры оптимальной маршрутной сети внутренних
воздушных линий
Оптимальная маршрутная сеть внутренних воздушных линий соответствует параметрам маршрутной сети на сезон 2021 и 2022 годов (до введения ограничений в феврале 2022 г.). Внутренний рынок сформирован с учетом сбалансированного спроса на перевозки, насыщение его дополнительными емкостями с международных направлений нецелесообразно. Кроме того, Министерство транспорта Российской Федерации ведет работу по развитию альтернативных рынков международных авиационных перевозок, расширению географии полетов и развитию новых хабов.
С учетом подвижности внешнеполитической ситуации, а также долгосрочного характера планирования Программы оптимальным является сохранение маршрутной сети в параметрах 2021 и 2022 годов.
Принципы оказания и развития транспортных услуг, их географические приоритеты установлены в стратегических документах Российской Федерации, в первую очередь в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
Данные параметры воздушной сети положены в основу указанных сценарных условий при формировании прогнозной оценки и направлений развития авиационной отрасли Российской Федерации.
Дальнейшее масштабирование объемов перевозок предлагается осуществлять с учетом удовлетворения изменяющегося спроса населения, предложений глав субъектов Российской Федерации и увеличения частоты перевозок по сформированной маршрутной сети.
Инфраструктурное обеспечение воздушных перевозок по сформированной маршрутной сети будет реализовано в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2018 г. N 2101-р, предусматривающего в основном модернизацию и ремонт действующих аэропортов и аэродромов.
Предлагаемые темпы количественного роста парка воздушных судов связаны с необходимостью гарантированного обеспечения показателей пассажиропотока и выполнения программ перевозок авиационных компаний.
При этом маршрутная сеть может корректироваться в соответствии с:
решениями авиационных компаний;
отдельными решениями органов государственной власти Российской Федерации, направленными на оптимизацию использования остаточного ресурса воздушных судов иностранного производства и воздушных судов российского производства, в производстве которых используются иностранные авиационные двигатели, агрегаты и комплектующие.
Сценарные условия развития авиационной отрасли
Российской Федерации
Обеспечиваемый имеющимся парком воздушных судов объем перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях в Российской Федерации в 2022 году соответствует достигнутому в 2021 году уровню - около 90 млн. пассажиров, что позволит в основном сохранить достигнутую интенсивность (наивысшую во внутреннем авиационном сообщении с начала рыночных реформ 90-х годов XX века) и структуру воздушных перевозок, а также в целом с учетом полетов на международных воздушных линиях позволит российской гражданской авиации перевезти не менее 100 млн. пассажиров (90 млн. пассажиров - на внутренних воздушных линиях, 10 млн. пассажиров - на международных воздушных линиях) в 2022 году. На основе указанных показателей работы авиационной отрасли Российской Федерации, отдельных макроэкономических оценок, полученных данных о перспективах поддержания летной годности воздушных судов, прогноза производства воздушных судов, а также исходных данных об оптимальной маршрутной сети сформулированы сценарные условия развития, используемые в качестве базовых для расчета показателей работы отрасли до 2030 года.
Целевой (базовый) сценарий предполагает возможность нахождения каналов пополнения запасов запчастей и расходных материалов, совершенствование программ летной годности воздушных судов, расширение программ субсидирования перевозок на внутренних воздушных линиях, в том числе за счет мероприятий по развитию внутреннего туризма. В условиях сохраняющихся внешних ограничений предполагается умеренный рост авиационных перевозок на 1 - 3 процента.
С учетом имеющейся избыточности провозных мощностей для закрытия потребности в авиационных перевозках допустима частичная разборка воздушных судов некоторой части парка воздушных судов. В итоге не менее 70 процентов иностранного парка воздушных судов к концу 2025 года останется в эксплуатации, что соответствует прогнозируемым потребностям в мощностях.
Прогнозные показатели перевозок до 2030 года
С учетом динамики парка воздушных судов российских авиационных компаний и интенсивности их эксплуатации в рамках сценария ожидаемый объем пассажирских авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях составляет по целевому (базовому) сценарию - 92,9 млн. пассажиров в 2025 году и около 104,5 млн. пассажиров в 2030 году.
В связи с постепенным выводом из парка авиационных компаний воздушных судов, произведенных за рубежом, и их замещением авиационной техникой, произведенной в Российской Федерации, в течение периода реализации рассматриваемого сценария существенно меняется структура парка воздушных судов авиационных компаний, снижается удельный вес иностранной авиационной техники, при этом средняя пассажировместимость эксплуатируемых воздушных судов снижается, адаптируясь под структуру обслуживаемых пассажиропотоков.
Прогноз авиационных перевозок на международных воздушных линиях разработан исходя из доступности провозных емкостей и возможности осуществлять международные перевозки в пункты назначения в дружественных и нейтральных государствах. При этом ввиду высокой степени неопределенности геополитических факторов и приоритета обеспечения перевозок на внутренних воздушных линиях (в соответствии с целями разработки Программы) Прогноз авиационных перевозок на международных воздушных линиях разработан на базе фактической ситуации и маршрутной сети по состоянию на апрель 2022 г.
Ожидаемый объем пассажирских авиационных перевозок на международных воздушных линиях составит по целевому (базовому) сценарию - 10,3 млн. пассажиров в 2025 году и около 11,6 млн. пассажиров в 2030 году.
В 2022 году было перевезено 606304,48 тонны грузов, из которых в январе и феврале 2022 г. перевезено 213079,2 тонны грузов.
Таким образом, основные перевозки грузов осуществлялись в январе - феврале 2022 г., в связи с чем объем перевозок грузов в год не может превышать 450000 тонн грузов.
Целевые значения Программы по объемам перевозок по годам приведены в приложении N 3.