9. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации

9. Развитие материально-технической базы
и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной
деятельности в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации действует 38 выставочных комплексов, общая закрытая выставочная площадь которых составляет около 800 тыс. кв. метров. Большая часть выставочных площадей располагаются в Москве (62 процента) и Санкт-Петербурге (11 процентов), на долю остальных регионов России приходится 27 процентов общего количества выставочных площадей.

Несмотря на то, что за последние 6 лет произошло удвоение количества региональных выставочных центров, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Для сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2750000 кв. метров. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн. кв. метров, в Китае - более 6 млн. кв. метров.

Для экономического развития регионов Российской Федерации важно расширение специализированных выставочных и особенно конгрессных площадей, соответствующих мировому уровню. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации.

Развитие материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая возможность создания совместных предприятий для выполнения государственных и муниципальных заказов.

Основными направлениями развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации являются:

формирование в субъектах Российской Федерации выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства;

использование имеющихся и создаваемых выставочных площадей для продвижения инновационных проектов на территории особых экономических зон и технопарков.

Реализация указанных направлений предусматривает:

определение потребностей субъектов Российской Федерации в развитии инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли (строительство, реконструкция, модернизация) на основе оценки бюджетной и социально-экономической эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, экономического анализа производственного и логистического потенциала региона;

разработку требований к составу и содержанию проектной документации для рассмотрения возможности и целесообразности государственной поддержки развития инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (строительство, реконструкция, модернизация) в субъекте Российской Федерации.

При этом государственная поддержка развития инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в субъекте Российской Федерации должна осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в рамках реализации инвестиционного проекта, включающего мероприятия, связанные с инвестиционной деятельностью и предполагающие предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы.

Предынвестиционной фазой является фаза инвестиционного проекта, предусматривающая:

определение инвестиционных возможностей;

оценку технико-экономического обоснования проекта;

анализ альтернативных вариантов проекта;

предварительный выбор проекта;

определение схемы финансирования.

Частный партнер должен представить полную подтвержденную информацию о своих финансовых, технических и организационных возможностях и технико-экономическое обоснование по проекту, которое должно быть подготовлено в соответствии с общепринятыми международными стандартами и стандартами, принятыми в Российской Федерации.

Инвестиционной фазой является фаза инвестиционного проекта, предусматривающая:

установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта;

приобретение и передачу технологий, включая основные проектные работы;

детальную проработку и заключение контрактов с поставщиками и потребителями;

приобретение земли;

проведение строительных работ и установку оборудования;

предпроизводственный маркетинг;

набор и обучение персонала;

сдачу в эксплуатацию и запуск объекта.

Эксплуатационной фазой является фаза инвестиционного проекта, на которой начинается реализация услуг и возврат средств на вложенные инвестиции.

Программа мероприятий по реализации настоящей Концепции в части развития материально-технической базы и инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации представлена в разделе II плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.