10. Государственная координация и поддержка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на принципах государственно-частного партнерства

10. Государственная координация и поддержка
выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
на принципах государственно-частного партнерства

Одним из приоритетных направлений развития выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры должно стать использование механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

Комплексность интересов участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволяет сформировать пилотные программы и отдельные проекты для реальной практики масштабного внедрения инновационных механизмов государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.

При реализации проектов в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности наиболее востребованы соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессионные соглашения, регулирующие отношения между публичным и частным партнерами (распределение функций, полномочий и рисков) с целью обеспечения высокой эффективности реализации проекта, а также конкретизирующие схемы и механизмы их взаимодействия.

Перспективные схемы и механизмы государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации представлены в приложении N 2.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственно-частное партнерство в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности основано на следующих принципах:

равноправный характер взаимоотношений сторон соглашения о государственно-частном партнерстве;

соответствие цели государственно-частного партнерства стратегическим интересам инновационного социально-экономического развития Российской Федерации;

баланс интересов частного и публичного партнеров;

добросовестное исполнение сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;

справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и компенсации затрат;

свобода заключения соглашений о государственно-частном партнерстве;

применение конкурентных процедур при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве;

открытость и прозрачность отношений государственно-частного партнерства.

При эксплуатации в целях осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности объект соглашений о государственно-частном партнерстве используется публичным партнером в качестве информационной площадки для оповещения в различных формах участников проводимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий о деятельности публичного партнера по направлениям в соответствии с тематикой мероприятий, о возможностях профессионального сотрудничества с публичными партнерами, а также трудоустройства в государственные органы.

Таким образом, использование механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности повышает доступность для общества информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Для развития рыночных процессов, закрепления позитивных структурных изменений в экономике, научно-технического и технологического обновления отечественного производства требуется корректировка существующей системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также оптимизация механизмов взаимодействия субъектов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, товаропроизводителей - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.

Участниками системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, территориальные торгово-промышленные палаты, Российский союз выставок и ярмарок, выставочные сообщества и общественные объединения.

Одной из наиболее оптимальных форм взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса является государственно-частное партнерство.

С учетом практики и потребностей субъектов Российской Федерации в области использования форм и механизмов государственно-частного партнерства необходимо:

разработать положение о государственно-частном партнерстве в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации;

инициировать разработку проекта федерального закона "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации", содержащего положения о государственно-частном партнерстве в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Большая часть необходимых норм о государственно-частном партнерстве не может быть принята на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования, поскольку эти нормы относятся к гражданскому законодательству, находящемуся в ведении Российской Федерации.

Отсутствие в законодательстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимых норм, регулирующих государственно-частное партнерство, существенным образом ухудшает привлекательность проектов для потенциальных инвесторов. Такие проекты на региональном уровне могут осуществляться только при поддержке со стороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Механизмы государственно-частного партнерства в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности наиболее эффективно могут быть реализованы в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Совершенствование механизмов координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и стимулирования участия российских предприятий и организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях включает:

разработку алгоритма взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, торгово-промышленных палат, отраслевых союзов и ассоциаций, выставочных объединений, общественных организаций и профессиональных структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Российской Федерации;

подготовку предложений по повышению эффективности использования российских национальных выставок, проводимых за рубежом;

разработку критериев отбора проводимых за рубежом выставочных мероприятий, приоритетных с точки зрения формирования на них единых российских экспозиций или поддержки участия в них отдельных российских организаций.

Участие в зарубежных выставках, ярмарках и конгрессах является действенным средством коммуникационной политики в международном маркетинге, стимулирующим продажи товаров и услуг на зарубежных рынках, эффективным методом в конкурентной борьбе.

Координация со стороны государства должна быть направлена на поддержку российских товаропроизводителей и экспортеров - участников выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых за рубежом, в том числе во всемирных универсальных выставках "ЭКСПО", и должна содействовать обеспечению условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях Всемирной торговой организации, расширению сбыта их продукции на внешних рынках.

Формирование в Российской Федерации одного из мировых центров выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является стратегической задачей на перспективу. Одним из важных шагов в этом направлении может стать проведение в Российской Федерации Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО". Участие Российской Федерации в конкурсах на право проведения указанной выставки базируется на долгосрочном плане по укреплению партнерских отношений с международным сообществом, является составной частью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, поскольку открывает дополнительные инвестиционные и инновационные возможности как для страны в целом, так и для конкретных регионов и городов.

Программа мероприятий по совершенствованию механизмов координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и стимулирования участия российских предприятий и организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях представлена в разделе III плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.