8. Направления совершенствования нормативно-правовой базы в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

8. Направления совершенствования нормативно-правовой базы
в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

Систему нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности целесообразно привести в соответствие со сложившейся в Российской Федерации иерархией и структурой нормативных правовых документов, регулирующих деятельность в основных отраслях экономики. Ее основой должны стать федеральный закон "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации", комплекс национальных стандартов, регламентирующих требования к качеству и безопасности предоставляемых выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне.

Региональные нормативные документы, регламентирующие и отражающие специфику выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в субъектах Российской Федерации, должны включать в себя законы, нормативные акты органов исполнительной власти, документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне субъекта Российской Федерации.

Аналогичный по составу ряд нормативных документов может быть разработан и использован на уровне местного самоуправления.

Отдельный блок в системе нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности могут составить нормативные документы добровольного применения, разрабатываемые профессиональными объединениями предпринимателей и отдельными хозяйствующими субъектами. Сюда входят корпоративные кодексы, стандарты организаций, правила добровольной сертификации и другие документы.

Кроме того, анализ разделов действующего в Российской Федерации национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения" на соответствие международным нормам показал, что основные положения стандарта гармонизированы с содержанием ISO 25639-1: 2008 "Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 1. Словарь". В то же время содержание национального стандарта ориентировано на отечественную экономику и содержит ряд положений, детализирующих и расширяющих понятия, приведенные в международном стандарте.

За период действия национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения" приняты изменения к классификаторам технико-экономической информации, утверждены новые национальные стандарты и приняты изменения к ряду законов и постановлений Российской Федерации, что дает основание актуализировать указанный стандарт.

Кроме того, содержание национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 ориентировано на терминологию, но не адаптировано к ведению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, не дает возможности выставочному сообществу оценивать качество и безопасность выставочных мероприятий и услуг. При этом не применяется одна из функций стандартизации, предусмотренная Федеральным законом "О техническом регулировании", - развитие добросовестной конкуренции среди участников рынка.

В целях решения данной проблемы необходимо разработать ряд национальных стандартов для сферы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Первыми из этой серии стандартов должны быть ГОСТ Р "Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения" и ГОСТ Р "Деятельность выставочно-ярмарочная. Общие требования".

Анализ соответствия национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения" положениям второго международного стандарта ISO 25639-2: 2008 "Выставки, представления, ярмарки и съезды. Часть 2. Определение процедур для статистических целей" показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях. Отсюда можно сделать вывод, что два международных стандарта могут быть признаны в качестве национальных после проведения процедуры их адаптации.

В связи с отсутствием в настоящее время ряда элементов предлагаемой системы нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности необходимо:

провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, в том числе в части налогообложения, таможенного оформления, арендной платы за землю с выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов и т.д., по результатам анализа подготовить предложения по внесению изменений в указанные нормативные правовые акты;

разработать концепцию федерального закона "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации";

разработать проект федерального закона "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации";

разработать подпрограмму "Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года";

перевести в статус национальных стандартов международные стандарты, разработанные Техническим комитетом международной организации по стандартизации (проектным комитетом) 237 "Выставочная терминология";

разработать комплекс стандартов, регламентирующих основные положения, общие требования, методы контроля для сферы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Основными положениями проекта федерального закона "О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации", определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в Российской Федерации, должны быть:

разделение компетенций в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации;

регламентация порядка осуществления федеральными органами исполнительной власти мероприятий в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

порядок и формы осуществления государственной поддержки участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

регламентация взаимодействия органов государственной власти с профессиональными объединениями предпринимателей в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

регламентация взаимодействия органов государственной власти, государственных корпораций и компаний с государственным участием по организации и проведению крупных международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий в Российской Федерации;

координация проведения выставок, ярмарок и конгрессов на национальном и международном уровнях;

гарантии при инвестировании в строительство выставочно-ярмарочных и конгрессных объектов;

нормы об обеспечении условий доступности выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий для инвалидов в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Разработка и принятие нормативных правовых актов, корректировка нормативно-правовой базы в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ, направленных на уточнение основных правовых проблем и оптимальных путей их решения, систематическим мониторингом практики применения нормативных правовых актов.

Программа мероприятий по реализации настоящей Концепции в части формирования нормативно-правовой базы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации приведена в разделе I плана мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р (далее - план мероприятий по реализации настоящей Концепции).