Приложение 2. МЕТОДИКА СБОРА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
развития образования
на 2016 - 2020 годы

МЕТОДИКА
СБОРА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
(ИНДИКАТОРОВ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

1. Методика сбора исходной информации и расчета целевых показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее соответственно - методика, Программа) определяет подходы и источники получения сведений для расчета целевых показателей (индикаторов) Программы.

2. Методика описывает порядок сбора информации и определения значений целевых показателей (индикаторов).

Механизмы оценки показателей (индикаторов), предусмотренные методикой, позволяют отслеживать деятельность по выполнению проектов и сопоставлять ее результаты с задачами Программы и по итогам года оценивать эффективность как отдельных проектов, так и мероприятий, задач, а также Программы в целом.

3. Методика предполагает работу с данными не только в рамках системы образования, но также и вне ее, используя сведения о занятости и трудоустройстве населения и привлечении дополнительных ресурсов в сферу образования. В связи с этим на федеральном уровне должны быть реализованы механизмы сбора комплексных данных для оценки внешних эффектов системы образования, связанных с оценкой успешности реализации проектов в сфере развития образования, в том числе путем реализации комплексных проектов по экспертно-аналитическому и научно-методологическому сопровождению Программы.

4. В связи с отсутствием единого источника данных для определения результатов воздействия от реализации различных мероприятий по модернизации в системе образования целый ряд значений целевых показателей (индикаторов) Программы может достигаться за счет прямого и косвенного влияния различных проектов в рамках мероприятий Программы.

В этом случае, а также для более точной оценки хода реализации Программы (с ежегодной разбивкой) необходимо проводить дополнительную экспертную оценку и корректировку достигнутых значений показателей (индикаторов), содержащихся в отчетных материалах исполнителей соответствующих проектов, путем анализа и учета статистических данных на федеральном уровне и результатов иных (смежных) проектов (мероприятий) Программы, способных оказывать или оказывающих косвенное влияние на количественные значения целевых показателей (индикаторов). Это позволит представлять ежегодную отчетность на основании верифицированных обобщенных данных, получение которых не будет зависеть исключительно от внешних источников и возможных искажений вследствие несопоставимости этих данных или различий в их форматах.

5. Для количественной оценки результатов внедрения инноваций на федеральном уровне установлена экспертная система оценок, основанная на формировании федеральной группы экспертов, чье мнение будет учитываться при формировании оценок для ряда наиболее значимых проектов, касающихся ключевых направлений преобразований в системе образования в целом.

6. При оценке базовых значений показателей (индикаторов) должны использоваться доступные данные прошлых лет (количественные), которые при помощи экспертных оценок уточняются для получения итоговых значений показателей (индикаторов). При этом для некоторых целевых показателей (индикаторов), по которым отсутствует какая-либо информация для определения базовых значений из-за новизны данных показателей и новизны тех масштабных проектов, эффективность реализации которых эти показатели отражают, значения формируются на основании экспертной оценки.

7. В основном количественные оценки базовых значений (значений показателей на начало реализации Программы) необходимо формировать исходя из 3 основных источников информации:

данные Федеральной службы государственной статистики;

результаты Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа на 2011 - 2015 годы);

данные о реализации региональных планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", итоги экспертных опросов и количественных исследований.

В тех случаях, когда возможно использование нескольких источников данных для косвенной проверки значений, верификация и соотнесение информации должны проводиться экспертным путем и дополняться качественной информацией, поскольку каждый из указанных источников имеет свои особенности:

данными официальной статистики являются данные Федеральной службы государственной статистики, к которым относятся значения показателей ежегодного федерального плана статистических работ. В первую очередь должны быть использованы формы статистического наблюдения ОШ1, ОШ2, 76-РИК (сведения о деятельности организаций общего образования), ВПО-1, ВПО-2 (сведения о детальности организаций высшего образования), СПО-1, СПО-2 (сведения о деятельности организаций профессионального образования), 1-ДО, 85-К (сведения о деятельности организаций дошкольного образования);

результаты Программы на 2011 - 2015 годы необходимо использовать для получения сведений о достигнутых значениях базовых показателей, а также о данных отдельных проектов по соответствующей тематике, предусматривавших работу с количественными сведениями. Анализ динамики достижения значений показателей, а также итогов экспертно-аналитического сопровождения Программы на 2011 - 2015 годы дают возможность запланировать значения показателей по другой тематике;

важным источником данных являются итоги отдельных проектов, где в рамках пилотных исследований, проведения апробации проведена работа по сбору первичных данных. Такие сведения должны быть использованы для проектов соответствующей тематики.

8. Итогами количественных опросов и экспертных исследований являются как итоги ранее проведенных опросов (в рамках проектов Программы на 2011 - 2015 годы, а также независимых агентств), так и исследования, направленные на оценку тех или иных параметров. Количественные опросы могут проводиться, в том числе с использованием дистанционных технологий (информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", электронные рассылки). Существенным недостатком такого способа оценки является необходимость репрезентативной выборки, что далеко не всегда может быть обеспечено.

9. Таким образом, основные подходы к оценке показателей (индикаторов) в методике построены на количественных данных, которые для обеспечения достоверности должны по возможности уточняться за счет запросов в необходимые ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации Программы на 2011 - 2015 годы. Методические подходы к определению целевых показателей (индикаторов) Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы приведены в приложении к методике.