Жалоба уполномоченному по правам человека – это самостоятельная официальная бумага, с которой каждый гражданин и нерезидент Российской Федерации вправе обратиться с какой-либо проблемой. Сегодня мы разберёмся в полномочиях уполномоченного лица, его компетенции, правилах принятия жалобы и возможных исходах событий.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Уполномоченный по правам человека
Институт уполномоченного по правам человека установился в отечественном праве относительно недавно. В настоящий момент статус таких лиц регламентируется ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 1997 года. Нормативный правовой акт ограничивает круг полномочий должностного лица, наделяет его определёнными правами, в том числе и неприкосновенностью, накладывает на него определённые обязанности.
В каждом субъекте может быть назначен человек на такую должность. Как правило, кандидат должен иметь богатый опыт в сфере юриспруденции, теоретические знания права. Более того, в данном случае теория должна преобладать над практикой, ведь именно в этом и есть основная задача уполномоченного.
Уполномоченный рассматривает обращения граждан по факту незаконных действий/бездействия государственных органов и отдельных должностных лиц. Более того, обратиться с жалобой можно лишь в том случае, если стандартная процедура обжалования не позволила гражданину достигнуть желаемых результатов. Например, лицо проиграло в суде, а вторая инстанция отказалась отменять решение. Уполномоченный, сможет самостоятельно провести проверку и, при необходимости, обратиться в суд с заявлением о проведении проверки конкретного процесса. Уполномоченный сможет заявить в суд административный иск, представляя ваши законные права и интересы в зале судебного заседания.
Обращение с жалобой и получение ответа
Обратиться с жалобой на имя уполномоченного можно лишь в течение одного календарного года с момента нарушения ваших прав. Если этот срок пропущен, ничего поделать уже не получится.
Подать жалобу можно двумя способами: лично в руки уполномоченному лицу либо кому-то из его помощников; посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок рассмотрения начнёт исчисляться с даты получения документа на руки, а не его составления. Следует держать этот момент в уме, если вы решите воспользоваться доставкой корреспонденции.
Уполномоченный по факту получения жалобы на руки может осуществить следующие действия:
- принять её к своему производству и начать осуществлять необходимые проверочные мероприятия;
- предоставить заявителю жалобы квалифицированную юридическую консультацию, разъяснив правильный с точки зрения закона порядок действий (как правило, этого бывает достаточно);
- передать жалобу гражданина в то ведомство, в которое она должна подаваться (в случае, если жалоба подана с нарушениями компетенции уполномоченного);
- отказать в принятии жалобы, сославшись на отсутствие оснований.
Вне зависимости от того, какое по итогу будет принято решение, заявитель жалобы в любом случае должен получить письменный мотивированный ответ в течение десяти дней с момента обращения. Если уполномоченный отказался принимать вашу жалобу, оспорить его решения не выйдет. Об этом нам говорит 20 статья вышеупомянутого ФКЗ.
Форма документа
Правила обращения с любыми официальными бумагами в государственные органы и к должностным лицам приводятся в ФЗ «Об обращениях граждан». Нормативный правовой акт не устанавливает каких-то конкретных требований к содержанию документа, отсылая нас к общим критериям делового документооборота. Более того, законодатель не предлагает к использованию и общеобязательных унифицированных бланков, что позволяет гражданам составлять жалобы в свободной форме.
При формировании содержания придерживаемся нейтрального тона повествования, делового стиля языка. Строго запрещается использование любого фамильярства, проявление пренебрежительного отношения к кому-либо, оскорбления.
Написать текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта встречаются на практике, а уполномоченный не сможет отказать в принятии, сославшись на способ исполнения содержания.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба уполномоченному по правам человека всегда начинается с обозначения, кому и от кого она подаётся. В шапке документа отметим ФИО и должность получателя, адрес нахождения его офиса, а также свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона для связи.
Ниже по документу посреди листа бумаги пишем слово «жалоба», переходим к формированию основного блока. Разъясняем уполномоченному лицу сложившуюся к настоящему моменту времени ситуацию во всех подробностях. Речь всегда должна идти о неудачном обжаловании решения какого-то государственного органа или должностного лица.
Следующим шагом обращаемся к получателю, просим уполномоченного по правам человека разобраться в вашей проблеме, дать мотивированный ответ по факту рассмотрения обращения. Подписываем официальную бумагу, расшифровываем оставленный на бумаге автограф (фамилия и инициалы). Мы бы рекомендовали оформить два экземпляра жалобы для дополнительной подстраховки: один передаётся по назначению, а второй заверяется штампом о получении. Именно от этой даты и будет исчисляться срок на рассмотрение обращения.
Примерный образец