Жалоба работодателю о нарушении трудовых прав – это внутренний документ, с которым сотрудник организации обращается к своему руководителю, просит прекратить нарушать нормы трудового законодательства. В рамках настоящего материала мы постараемся рассмотреть, в каких случаях составляется подобная бумага, что делать, если администрация компании не идёт навстречу.

Нарушение трудовых прав

Правоотношения между работником и работодателем целиком и полностью охватываются нормами Трудового кодекса РФ. Настоящий нормативный правовой акт не только наделяет стороны трудового договора определёнными правами и обязанностями, но также накладывает требования по части организации рабочего процесса, порядке урегулирования возникших споров и так далее. Работодатель может нарушить трудовые права своего работника самыми различными способами:

  • требование о сверхурочной работе без доплаты;
  • лишение премии или отпуска;
  • нарушение правил охраны труда;
  • выплата заработной платы «в конверте»;
  • непредоставление ежегодного оплачиваемого или иного вида отпуска, положенного по закону;
  • и так далее.

Как мы уже упоминали ранее, права работника закрепляются в Трудовом кодексе, а также в трудовом договоре с предприятием. Каждый человек должен знать, какие он имеет права, для того чтобы не допустить их нарушения. Порой может сложиться ситуация, когда работодатель нарушает права своего подчиненного, сам того не осознавая. В такие моменты нужно указать на это, потребовать пресечь правонарушения.

Обращение с жалобой

По идее работник в случае нарушения своих прав имеет возможность обратиться в государственный контролирующий орган. Здесь будет целых два варианта на выбор: государственная инспекция труда и прокуратура. В силу того, что госучреждения рассматривают жалобы в течение месяца, а имеется желание пресечь правонарушение здесь и сейчас, сотрудник может заявить жалобу на имя своего руководителя. В тексте документа подчинённый утверждает, что компания нарушает его трудовые права, со ссылками на нормы трудового кодекса или без таковых, попросить разобраться в вопросе и пресечь правонарушения.

Если руководство компании пойдёт навстречу, вопрос будет решён в максимально короткие сроки, всё встанет на свои места. Мы бы также рекомендовали в тексте жалобы отметить, что в случае отказа от рассмотрения жалобы гражданин будет вынужден жаловаться в государственный орган. Обычно все организации как огня боятся любых проверок со стороны государственных структур, ведь подобные мероприятия ничем хорошим для предприятия не заканчиваются.

Форма документа

Форма жалобы как документа не утверждается на законодательном уровне. Более того, в нашем случае речь идёт о внутренней жалобе, заявляемой в рамках одной организации. Здесь ни о каких общеобязательных унифицированных бланках и речи идти не может. Отдел кадров может иметь бланки, подготовленные специально для подобных случаев, однако, если таковых не оказалось в наличии, работник может воспользоваться чистым листом бумаги формата А4.

Исполнить сам текст можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. В нашем случае самое главное – это донести посыл до вышестоящего руководства, пресечь нарушение прав работников и добиться справедливости.

Инструкция по составлению жалобы

Итак, как мы уже обозначили ранее, наша жалоба будет формироваться в свободной форме. По структуре любой официальный документ делится на три блока: шапку, основную часть с разъяснением сути обращения и непосредственно само обращение. Рассмотрим порядок и правила оформления каждого из них.

В шапке заявитель прописывает, кому подаётся жалоба, от кого. Для этого в правом верхнем углу листа бумаги мы укажем должность руководителя, его ФИО, полное наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму. Затем здесь же сотрудник оставляет свою должность согласно штатному расписанию, ФИО. Нелишним будет также указать номер сотового телефона, однако, если организация небольшая и все друг друга знают, в этом нет никакой необходимости.

Далее по тексту мы начинаем излагать суть нашего обращения. Начинаем со ссылки на сам факт работы на предприятии. Затем утверждаем, что вами были выявлены некие нарушения трудовых прав, разъясняем, какие именно. Будет лучше, если вы сможете самостоятельно квалифицировать правонарушение, оставив ссылку на нормы Трудового кодекса РФ. Подтвердить позицию о нарушении прав можно доказательствами: фотографии, видеозаписи, документы. Если у вас есть какие-то материалы, способные выступить доказательствами, прикрепляем их к жалобе в качестве приложений.

Ниже по документу работник обращается к работодателю, просит его провести проверку указанных в содержательной части фактов, пресечь нарушения трудовых прав работников предприятия. Итоговый вариант жалобы сотрудник должен заверить своим автографом с расшифровкой (фамилия и инициалы), оставить дату составления бумаги.

Примерный образец

Какого-то конкретного срока ожидания ответа на подобную жалобу законодатель не предусмотрел, а значит работник вправе самостоятельно определить, сколько времени дать работодателю на принятие мер и решения по обращению. Здесь всё будет зависеть исключительно от желания самого сотрудника. Общий срок ожидания – тридцать календарных дней, однако работник может установить и иные рамки.