Жалоба на высокие цены в магазине – это официальная бумага, с которой в государственный контролирующий орган может обратиться любой гражданин, заметивший резкое повышение цены на тот или иной товар в конкретном магазине. Сегодня мы постараемся разобраться, какое ведомство занимается контролем за ростом потребительских цен, какая ответственность может грозить предпринимателю, как правильно составить документ и передать на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Цены в магазинах
В силу того, что в Российской Федерации провозглашена рыночная экономика, цены на потребительские товары устанавливаются по законам рынка. Если в советские годы установлением стоимости продуктов занимались государственные органы, сейчас их деятельность отошла на второй план. Безусловно, государство старается контролировать рост цен на товары первой необходимости, однако таковых меньшинство по отношению ко всему объему рынка. «Спрос рождает предложение» - именно по такому правилу действует современный отечественный рынок.
Следует понимать, что любой магазин – это в первую очередь коммерческая организация, то есть предприниматель стремится извлечь из своей деятельности финансовую выгоду. Если стоимость производства товара и его доставки до торговой точки возрастает, приходится поднимать и цену.
Контроль за ростом цен
В нашей стране контроль за ростом потребительских цен возложен на Федеральную антимонопольную службу. Сотрудники ведомства обязаны заниматься мониторингом стоимости товаров, следить за тем, чтобы она не выходила за рамки разумного.
Как уже было упомянуто ранее, государство сдерживает рост цен на товары первой необходимости. Сюда можно отнести базовый набор лекарств (парацетамол, аспирин и так далее), молоко, хлеб яйца. Безусловно, цена в любом случае будет расти, ведь инфляцию никто не отменял, однако не в таком темпе, как цена на прочую продукцию. Разницу между расходом и доходом для предпринимателей будет компенсировать государство из бюджета.
Если покупатель однажды придет в магазин и заметит, что его средний чек на продуктовую корзину увеличился в сравнении с предыдущей закупкой, следует проанализировать, почему так вышло. Если вы заметите, что цены на товары возросли, имеет смысл заявить жалобу в антимонопольную службу.
Обработка жалобы
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность на территории всей страны, управления органа учреждены в каждом отдельно взятом регионе. Заявлять жалобу мы будем в местное отделение, а не головной офис, расположенный в столице.
Должностное лицо в своей работе руководствуется множеством нормативных правовых актов, одним из которых является 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Законодатель установил, что граждане, по сути дела, могут обратиться с жалобой по любому поводу, а сотрудники госучреждений обязаны их обрабатывать. Отказ можно получить лишь в следующий случаях:
- серьезные нарушения по части формы жалобы;
- заявление по основанию, некомпетентному для выбранного органа.
Даже если впоследствии окажется, что повышение цен было вполне законным, а государственное ведомство не найдет никаких нарушений, ничего страшного в этом нет.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба на высокие цены в магазине будет составляться в свободной форме, ведь ни один нормативный правовой акт не предлагает к использованию каких-либо общеобязательных унифицированных бланков. Рассмотрим, из каких структурных элементов состоит жалоба в антимонопольную службу.
Шапка жалобы размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы должны прописать ФИО руководителя местного управления антимонопольной службы, его должность, а также юридический адрес ведомства. Затем здесь же обозначим ФИО гражданина-заявителя, серию и номер его паспорта, место прописки. Не забываем оставить средства обратной связи, чтобы должностное лицо могло оперативно обратиться к нам для решения возникающих вопросов.
Ниже по документу на начинаем разъяснять суть нашего обращения. Утверждаем, что заметили повышение цены в магазине на тот или иной товар. Это может быть продукт питания, бытовая техника или иной товар. Заявителю жалобы потребуется указать наименование магазина, наименование товара, дату повышения цены, стоимость продукта до повышения или после. Если вы не знаете точную дату повышения, можно указать хотя бы примерные временные рамки. В любом случае, чем больше вводных данных будет на руках у должностного лица, тем скорее он сможет принять решение по факту обращения.
Следующим шагом обращаемся к представителю ведомства, просим принять жалобу к производству, разобраться в причинах повышения цены на товар, разобраться в вопросе. Если в ходе проверки выяснится, что магазин поднял цену в разрез с действующим законодательством, руководство фирмы будет ждать серьезная ответственность.
Примерный образец
Заявить жалобу в ФАС можно несколькими способами:
- нарочным;
- через официальный веб-сайт органа;
- посредством услуг Почты России.
Какой бы способ ни выбрал гражданин, срок рассмотрения обращения в любом случае не изменится, будет составлять всё те же тридцать календарных дней. За это время должностное лицо обязано не только подготовить мотивированный ответ, но и принять меры по факту обращения, провести проверочные мероприятия. Если вас не устроил результат работы органа, можно обжаловать действия/бездействие должностного лица в прокуратуру как надзорное ведомство.