Жалоба на соцзащиту – это официальная бумага, которую в государственный надзорный орган может заявить любой гражданин, чьи законные права и интересы были нарушены сотрудниками органа социальной защиты населения. Сегодня мы разберемся, чем конкретно занимается соцзащита, с какими нарушениями в работе ведомства граждане сталкиваются чаще остальных, приведем инструкцию по составлению жалобы.

Соцзащита

Основная задача органов социальной защиты населения заключается в предоставлении гражданин различного рода благ и гарантий. Речь здесь идёт не о всех гражданах нашей страны, а лишь тех, что относятся к определенной социальной группе. Так, например, именно соцзащита подтверждает статус многодетной семьи, согласует выдачу талонов на проезд для школьников, решает вопросы по организации бесплатного питания некоторых учеников и так далее.

Следует понимать, что сотрудники органов соцзащиты являются должностными лицами, то есть несут ответственность как перед каждым отдельно взятым гражданином, так и всем государством целом. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафные санкции за совершение должностные правонарушений. Например, даже несвоевременная обработка заявления человека может стать правонарушением, а штраф за подобный проступок составит десять тысяч рублей.

Поводы для жалобы

В силу того, что соцзащита решает вопросы по самым разнообразным направлениям, поводов для жалобы на работу её сотрудников может быть великое множество. Например, соцзащита предоставляет гражданам скидки на коммунальные услуги, если те оплачивают их вовремя. Схема выглядит следующим образом: потребитель оплачивает услугу в полном объеме по квитанции, а уже потом получает тридцатипроцентную компенсацию от местного органа соцзащиты. Все коммунальные службы обязаны ежемесячно отчитываться перед соцзащитой, кто и по какому адресу не оплачивает услуги, из этих сведений в дальнейшем формируется реестра.

Ещё один повод для подачи жалобы – отказ в предоставлении льгот для школьников. Так, дети из многодетных и малообеспеченных семей могут претендовать на льготный проезд, бесплатное питание, закупку канцелярии, учебников и даже школьной формы за счет средств местного бюджета. Родителям таких детей требуется лишь в установленные законом сроки подать необходимый набор документов. Если вам отказали, следует незамедлительно подавать жалобы.

Таким образом можно сделать вывод, что все жалобы можно разделить на два вида:

  • жалоба на незаконный отказ;
  • жалоба на нарушение установленных законом сроков.

Куда жаловаться

Соцзащита уже сама по себе является органом власти, однако это не означает, что обжаловать действия или бездействие сотрудников ведомства у бдительного гражданина не получится. Прокуратура Российской Федерации представляет собой надзорный орган, уполномоченный следить за соблюдением норм законодательства во всех сферах без исключения, как юридическими лицами и гражданами, так и государственными ведомствами. Следует держать этот момент в уме при формировании жалобы.

Сама жалоба подается в прокуратуру по месту вашей прописки. Это может быть районная или городская прокуратура. Сама по себе система прокурорских органов разделяется как по вертикали, так и по горизонтали, в связи с чем для нас крайне важно не допустить ошибку при выборе конкретного уведомления.

В принципе, даже если вы ошибетесь с подведомственностью и подадите жалобу не туда, вам в письменной форме укажут на недостатки жалобы и сообщат о праве повторного обращения с тем же документов в иное управление.

Форма документа

Нынешнее законодательство не предусматривает каких-либо стандартных бланков для составления жалобы на соцзащиту. Предполагается, что граждане вправе сформировать подобное обращение самостоятельно, своими силами. Для нас это даже удобно, ведь не придется тратить драгоценное время на поиск актуальных ныне шаблонов, как это часто происходит с Налоговой службой. Так, ФНС не примет заявление, составленное не по форме либо на основе устаревшего бланка.

Основной нормативный акт по теме – это Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан». Здесь законодатель постановил, что любое государственное ведомство, получившее жалобу от гражданина, обязано отреагировать на него в течение тридцати календарных дней, то есть одного месяца. Причем совершенно необязательно ответ должен содержать в себе отчет о проделанной работе, ведь, если итоговым решением стал отказ в принятии жалобы, он в любом случае должен быть мотивирован.

Объясняем, как составить жалобу «на пальцах»

Процесс формирования жалобы мы бы порекомендовали начать с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование прокурорского органа, в который мы обращаемся, конкретный адрес управления. Затем здесь же, немного отступив вниз, обозначим ФИО заявителя, серию и номер его паспорта и место прописки.

Ниже по документу приводим повод для обращения. Здесь мы утверждаем, что местным управлением соцзащиты каким-то образом были нарушены наши законные права и интересы, разъясняем, каким именно. В обязательном порядке мы должны сослаться на официальный ответ от сотрудников органа, который мы и собираемся обжаловать. В идеале весь набор документов по спорному вопросу должен быть отсканирован и приложен к жалобе, прикреплен на скрепку или скобу степлера.

В завершение работы с документом заверяем всё вышеизложенное подписью заявителя жалобы, ставим дату формирования официальной бумаги. Теперь нам осталось лишь передать жалобу в прокуратуру, ждать мотивированного ответа от прокурора.

Примерный образец