Жалоба на присвоение помещений общего пользования – это документ, с которым вправе обратиться в компетентные органы собственник жилого помещения в многоквартирном доме или любой иной человек, заметивший нарушение норм жилищного законодательства. В материале мы рассмотрим, что представляют собой помещения общего пользования, кому они принадлежат, кто может ими распоряжаться.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Помещения общего пользования
Помещения общего пользования в многоквартирном доме – это пространство в подъездах, предназначенное для технических нужд, оставшееся незадействованным при строительстве. На практике часто встречаются ситуации, когда по плану в доме должен был быть смонтирован мусоропровод, однако на этапе строительства от него отказались. Таким образом получается, что несколько квадратных метров на каждом этаже попросту пустуют, а инициативные жильцы оборудуют их под свои кладовые для хранения личных вещей.
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ помещения общего пользования принадлежат в равной степени всем жильцам дома, собственникам квартир. Никто не вправе самолично распоряжаться ими без согласия 2/3 собственников жилых помещений. Единственная возможность использования таких площадей в личных целях – это проведение общего собрания жильцов. Также потребуется заполучить разрешение от пожарной инспекции, которая проверит, не будет ли смонтированная дверь или иные конструкции противоречить нормам действующего законодательства.
Куда жаловаться
Пожаловаться на присвоение помещений общего пользования можно в несколько мест. Рассмотрим перспективы достижения результата через призму каждого из них.
Первое место, куда можно пожаловаться, — это ваша управляющая компания или ТСЖ вашего дома. Данные управленческие организации не смогут принудить человека освободить помещение общего пользования, тем не менее они смогут его об этом попросить в добровольном порядке. Если будет получен отказ, придётся подавать жалобу в государственные инстанции.
Жилищная инспекция представляет собой орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за соблюдением норм жилищного законодательства как со стороны организаций (государственных и негосударственных), так и со стороны граждан. Должностное лицо, получившее ваше обращение, обязано принять его в работу, выехать на место и провести проверочные мероприятия. Орган также не сможет обязать человека освободить помещение, тем не менее сможет обратиться с исковым заявлением в суд.
Пожарная инспекция при МЧС, как мы уже говорили ранее, осуществляет надзор за соблюдением противопожарного законодательства. По общему правилу лестничные клетки и подъезды должны быть освобождены на случай аварийной эвакуации здания при пожаре. Самовольная приватизация помещения общего пользования в теории может нарушить это правило, то есть пойти в разрез с нормами действующего законодательства. Пользователя помещения не только обяжут освободить его, но и привлекут к административной ответственности.
Если ни одна из вышеперечисленных организаций не смогла разрешить вашу проблему, не нашла нарушений в действиях жильца, присвоившего помещение общего пользования себе, мы рекомендуем обратиться в Прокуратуру РФ. Прокурор в рамках проверки не только проверит конструкцию на соответствие нормам жилищного законодательства, но и разберётся, почему все предыдущие инстанции не обнаружили никаких нарушений.
Порядок обработки жалобы
Регламент принятия и обработки жалоб приводится в положениях ФЗ «Об обращениях граждан». Нормативный правовой акт обязывает государственные и негосударственные организации принимать в работу жалобы от населения, проводить соответствующие проверочные мероприятия. Законодатель также устанавливает срок для подготовки ответа – 30 календарных дней. В особенных случаях его можно продлить ещё на тридцать дней, однако для этого потребуется вынести решение руководителя проверяющего органа.
Вне зависимости от того, будут ли выявлены какие-то нарушения или же нет, заявитель документа в любом случае должен получить мотивированный ответ. Если в течение 30 дней мотивированного отказа или отчёта о результатах работы отправлено не было, такие действия проверяющего должностного лица будут расцениваться как нарушения порядка обработки обращений граждан, что в свою очередь определяется законодателем как административное правонарушение.
Норма КоАП предусматривает наказание в виде административного штрафа размером от пяти до десяти тысяч рублей.
Инструкция по составлению жалобы
Как только мы определимся с местом, в которое будет направляться жалоба, можно приступать к её оформлению. В шапке документа отметим, кому она подаётся, от кого. Для этого потребуется указать название организации, ФИО и должность её руководителя, адрес. Узнать эту информацию можно на официальном сайте получателя или запросить выписку из ЕГРЮЛ. Затем здесь же обозначим свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер телефона для связи и адрес электронной почты.
Ниже по документу начинаем разъяснять суть проблемы. Отмечаем, что вы являетесь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в котором кто-то из жильцов присвоил помещение общего пользования, оборудовал его под кладовую, место для хранения или что-то ещё. Потребуется указать, где именно находится присвоенное помещение чтобы проверяющим было проще понять, о чём конкретно идёт речь.
Следующим шагом обращаемся к получающей стороне, просим провести проверку по факту присвоения помещения общего пользования, обязать гражданина освободить его. Подписываем жалобу, расшифровываем оставленный на бумаге автограф, передаём на рассмотрение.
Примерный образец