Жалоба на отказ в государственной регистрации юридического лица – это документ, с которым учредитель организации имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с целью оспорить решение первой инстанции. В рамках настоящего материала мы рассмотрим процедуру регистрации юрлица, основания для отказа, порядок оспаривания.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Регистрация юридического лица
Регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации занимается Федеральная налоговая служба. Именно этот госорган ведёт соответствующие реестры, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулярно обновляя информацию, внося актуальные сведения. Обратиться с заявлением на регистрацию может любой гражданин, обладающий правоспособностью, имеющий на руках определённый пакет документов.
Так, для регистрации ООО (самой популярной организационно-правовой формы юрлица на сегодняшний день) потребуется предоставить устав общества, квитанцию об уплате госпошлины, решение собрания учредителей или единственного учредителя, а также их паспорта.
Правовая основа регистрации юрлиц и ИП приводится в соответствующем федеральном законе, № 129-ФЗ. Статья 8 нормативного правового акта устанавливает срок рассмотрения заявления в пять рабочих дней. Пропуск срока может стать основанием для подачи отдельной жалобы. Ранее на сайте мы уже рассказали, как заполнить форму заявления на регистрацию юридического лица.
Основания для отказа
Исчерпывающий перечень оснований для отказа приводится в 23 статье вышеуказанного федерального закона. Вот некоторые из них:
- несоблюдение нотариальной формы документов;
- несоответствие наименования юрлица нормам действующего законодательства;
- учредитель передумал регистрировать организацию;
- и так далее.
Решение о регистрации или об отказе в регистрации выносит налоговый орган, в который и было подано заявление. Налоговый кодекс РФ позволяет обжаловать решения ИФНС в вышестоящие инстанции. Речь идёт о региональном управлении налоговой службы. В дальнейшем, если апелляционная инстанция также откажет в удовлетворении, у заявителя появится возможность перевести дело в судебную плоскость, обратившись с исковым заявлением в арбитражный суд.
Как показывает практика, если налоговый орган в действительности допустил незаконный отказ, спор разрешится на этапе апелляционного обжалования.
Порядок рассмотрения
Жалоба на решение налогового органа, как мы уже выяснили ранее, подаётся в вышестоящую инстанцию, однако сам документ потребуется передать в то же отделение, которое и вынесло незаконное по вашему мнению решение. В дальнейшем официальная бумага пойдёт до конечного адресата посредством внутриведомственного документооборота.
Срок рассмотрения апелляционной жалобы в УФНС составит 15 рабочих дней. В отдельных случаях, когда этого времени оказывается недостаточно, временной период можно растянуть ещё на 15 дней. Предполагается, что за это время должны провести повторный анализ всех документов, предоставленных гражданином для регистрации юрлица, проверить законность вынесенного специалистом решения.
Каким бы итогу ни оказался ответ, учредителя (или его доверенное лицо, выступившее с жалобой) уведомят о результатах рассмотрения с мотивировкой принятого решения. Ответ придёт тем же способом, что и была подана жалоба, если в тексте прямо не указать иное.
Инструкция по составлению жалобы в ИФНС
Налоговый орган в большинстве случаев предлагает гражданам унифицированные бланки для их обращений, которыми в любом случае придётся воспользоваться, однако это правило не касается обжалования решений. Так, жалоба составляется в свободной форме. Написать текст допускается на чистом листе бумаги формата А4 в машинописном или рукописном виде.
В шапке потребуется отметить, кому и от кого подаётся жалоба. Несмотря на то, что фактически документ передаётся в тот же орган, что и вынес решение, мы пропишем наименование вышестоящей инстанции. В качестве сведений о заявителе оставим его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки и средство обратной связи. В качестве средств связи можно использовать номер сотового телефона, почтовый адрес для корреспонденции или e-mail.
Следующим шагом начинаем оформлять основной структурный блок. Ссылаемся на поданное заявление на регистрацию юридического лица, обозначаем ряд важных моментов:
- когда было подано заявление, в какой конкретно отдел ФНС;
- уникальный регистрационный номер, присвоенный вашему заявлению (если известен);
- какое юридическое лицо вы хотели учредить (организационная форма, наименование);
- по какой причине был получен отказ;
- почему вы не согласны с вынесенным решением.
Для достижения желаемого результата мы бы рекомендовали ссылаться на нормы действующего федерального законодательства и судебную практику по схожим вопросам. Делать это необязательно, однако таким образом мы повышаем шансы на успех. Возможно, сотрудники налоговой сами не слишком погружены в отдельные тонкости законодательства, им нужно указать на конкретные нормы.
Ниже по документу обращаемся к руководителю регионального управления налоговой службы, просим проверить решение первой инстанции на момент законности, при необходимости привлечь должностное лицо к дисциплинарной или административной ответственности.
Примерный образец
Подписываем итоговый вариант нашей жалобы, передаём на рассмотрение нарочным способом, отправляем по почте или рассылаем заверенные автографом сканы на адрес электронной почты ведомства. Вне зависимости от того, какой способ будет выбран заявителем, срок рассмотрения в любом случае составит 15 рабочих дней.