Жалоба на обработку персональных данных – это документ, в котором физическое лицо указывает правоохранительным органам на факт нарушения его гражданских прав. Сегодня мы рассмотрим, что представляют собой персональные данные, кто имеет право их обрабатывать, куда жаловаться в случае незаконной обработки.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Персональные данные
Персональными данными признаются любые сведения о личной жизни человека: ФИО, серия и номер паспорта, информация о наличии детей и супругов, номер полиса ОМС, СНИЛС и так далее. Правовая основа по защите «персоналки» приводится в ФЗ «О персональных данных». Нормативный правовой акт разъясняет, что скрывается под понятием «обработки» данных. Сюда относят сбор, систематизацию, запись, накопление и прочие действия, производимые с личной информацией человека и гражданина.
Законодатель установил, что обрабатывать «персоналку» можно исключительно с согласия субъекта. Для этого необходимо будет расписаться в соответствующем документе, расшифровав свой автограф. Как только процедура будет оформлена официально, оператор получит право на обработку, но ни в коем случае не на распространение. Распространение персональных данных является административным правонарушением, предусмотренным статьей 13.11 КоАП. Юридическим лицам будет грозить наказание в виде административного штрафа размером от 60 до 100 тысяч рублей.
Распространение сведений
К сожалению, в настоящий момент персональные данные постоянно передаются от одной организации к другой без имеющихся на то законных оснований. Любой телефонный звонок, поступивший на ваш сотовый телефон, является тому свидетельством. В целях защиты от административной ответственности звонящий не обращается к вам по ФИО, хотя знает его наперёд, а задаёт вопрос, вы ли этот человек. Как только гражданин даст утвердительный ответ, собеседник на том конце провода получит полное право обращаться к вам по имени, избежав тем самым административной ответственности.
Как бы то ни было, если в ваш адрес поступил подобный звонок от какой-либо организации, а никаких соглашений об обработке данных вы с ней не подписывали, это хороший повод для обращения с жалобой в компетентные органы. Вероятнее всегда фирма приобрела базу данных у другого субъекта рынка, чем безо всякого сомнения нарушила действующее законодательство.
Обращение с жалобой
Гражданин Российской Федерации пользуется всеми благами, которые ему дарует государство, среди которых имеется возможность защиты и восстановления нарушенных прав. Так, обратиться с жалобой можно в два места:
- правоохранительные органы (УМВД);
- Роскомнадзор.
Дело в том, что незаконная обработка персональных данных при совокупности нескольких факторов может переквалифицироваться из административного правонарушения в уголовное преступление. Если жалоба дойдёт до органов внутренних дел, оператору может грозить уголовная ответственность. На деле же самым эффективным способом воздействия считается обращение в Роскомнадзор. Он представляет собой ведомство, осуществляющее надзор за соблюдением законодательства в сфере связи. Сюда также можно отнести и обработку персональных данных.
Сотрудники ведомства, действуя в рамках своих полномочий, смогут провести разбирательство, и, при необходимости, сообщить о правонарушении в МВД. В дальнейшем дело перейдёт уже в руки правоохранителей, а закончится в зале судебного заседания. Сам гражданин сможет заявить гражданский иск в рамках возбуждённого производства по делу, тем самым предъявив требование о возмещении причинённого морального вреда.
Форма документа
Форма жалобы в любое государственное ведомство является условно-свободной. Это означает, что законодатель не предлагает к использованию никаких общеобязательных унифицированных бланков, предлагая гражданам ориентироваться на общие правила делового документооборота. К таковым можно отнести соблюдение норм пунктуации и орфографии, отказ от фамильярства, а также строгий запрет на использование любого рода оскорблений и пренебрежительного отношения к кому-либо. Текст жалобы должен быть выдержан в нейтральном тоне.
Исполнить содержание допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютера, а носителем информации всегда выступит чистый лист бумаги формата А4. Заявитель вправе самостоятельно определить, как именно написать текст.
Инструкция по составлению жалобы
Жалобу, равно как и любой другой документ заявительного характера, принято составлять с шапки. В правом верхнем углу листа бумаги отметим, кому она подаётся, от кого. Для этого потребуется прописать полное наименование организации-получателя (Роскомнадзор или УМВД), ФИО и должность её руководителя, а также юридический адрес отделения государственного органа. Здесь же отметим свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, номер сотового телефона или иной способ для связи (например, адрес электронной почты).
Следующим шагом начинаем разъяснять, что именно стало причиной для обращения с жалобой. Потребуется обозначить, какая организация обрабатывала ваши персональные данные без получения разрешения, каким образом она их обрабатывала. Если вам поступил звонок на сотовый телефон, можно указать номер звонившего. В принципе, этих сведений будет достаточно для установления ответственных лиц, проведения разбирательства по факту получения жалобы.
Ниже по документу просим ведомство разобраться в вопросе и принять меры в отношении правонарушителей. Как только работа будет завершена, вас уведомят в письменном виде.
Примерный образец