Жалоба на некачественное оказание услуг – это документ, с которым заказчик услуги по гражданско-правовому договору может обратиться в профильное государственное ведомство, сообщить о ненадлежащем исполнении обязательств со стороны организации-исполнителя. Сегодня мы постараемся разобраться, в каких случаях имеет место обращение с подобной официальной бумагой, какими нормами закона руководствоваться при её составлении, как правильно сформировать и предъявить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Качество оказываемых услуг
Гражданский кодекс Российской Федерации упорядочивает правоотношения, возникающие между субъектами рынка, предлагая правила заключения и исполнения тех или иных видов гражданско-правовых отношений. Среди прочего, законодатель выделяет договор возмездного оказания услуг как самостоятельную разновидность сделок. Предполагается, что одна сторона за денежные средства и по заказу другой будет в течение определенного периода оказывать прописанные в договоре услуги. Это может быть уборка помещений, пошив одежды, проезд на общественном транспорте (в том числе самолёты и поезда) и многое другое.
Законодатель предполагает, что качество оказываемых услуг должно быть надлежащим, то есть соответствовать не только общепринятым стандартам, но и требованиям заказчика. В случае выявления тех или иных недостатков в работе контрагента заказчик получит полное право отказаться оплачивать работу до тех пор, пока недочеты не будут устранены.
Потребительский закон
Если одной из сторон договорных правоотношений по оказанию услуг является физическое лицо, то есть потребитель, к такой сделке дополнительно будут применяться положения Закона «О защите прав потребителей». Законодатель выделяет потребителя как привилегированную группу, наделяя её представителей дополнительными правами и обязанностями. Например, в случае некачественного оказания услуги заказчик может не только потребовать исправить недостатки либо предоставить скидку на услугу, но также выставить претензию по части выплаты неустойки.
Потребитель также имеет привилегированный статус при обращении в суд. Если по общему правилу при подаче искового заявления уплачивается пошлина, по потребительский закон освобождает истца от этой обязанности. В дальнейшем денежная сумма, которой равняется госпошлина, будет взыскана с проигравшей по делу стороны.
Если суд разрешит дело в пользу потребителя, на исполнителя будет наложен дополнительный штраф в размере 50 процентов от удовлетворенной судом суммы. Например, стоимость некачественно оказанной услуги составила 2 000 рублей, а неустойка за просрочку исполнения обязательства 1 000 рублей. Итого, общий размер удовлетворенной судом суммы равняется 3 000 рублей, а дополнительный штраф от органа правосудия – 1 500 рублей. В общем и целом, истец получит право взыскать с ответчика 4 500 рублей.
Куда жаловаться
Выбор органа, в который мы будем заявлять жалобу, разрешается исходя из характера сложившихся между сторонами правоотношений. В системе органов государственной власти существует множество профилей, за каждым из которых закреплено своё ведомство. Например, если речь идёт об обычной бытовой услуге, обращаться следует в Роспотребнадзор. Этот орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства в потребительской сфере.
По вопросам некачественного оказания услуги на железнодорожном или воздушном транспорте обращаться следует в транспортную прокуратуру. Управления существуют в каждом регионе.
Более подробно ознакомиться с профильными направлениями деятельности государственных ведомств можно на их официальных веб-сайтах или на Госуслугах.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба на некачественное оказание услуг, вне зависимости от того, в какое именно ведомство она будет адресоваться, составляется по одной и той же формуле: шапка, основной содержательный блок с разъяснением сути жалобы, обращение к должностному лицу с просьбой решить проблемный вопрос, дата формирования и подпись заявителя. Разберемся, как не допустить ошибок при формировании каждого отдельно взятого элемента.
В первую очередь обратим внимание на шапку. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование государственного ведомства, в которое и заявляется жалоба, указываем ФИО и должность его руководителя, юридический адрес управления. Далее по тексту обозначим ФИО гражданина, выступающего с жалобой, серию и номер его паспорта, место прописки, номер сотового телефона в качестве средства обратной связи. Узнать детальную информацию о реквизитах конкретного управления госоргана можно на его официальном сайте.
Ниже по документу мы начинаем разъяснять суть обращения. Утверждаем, что обращались в ту или иную организацию за получением конкретной услуги, договорились об отдельных условиях (дата, время, место, стоимость, сроки и так далее), однако контрагент исполнил свои обязательства ненадлежащим образом, чем нарушил права заказчика. Нелишним будет сослаться на положения Гражданского кодекса или потребительского закона, однако и необязательно.
В завершение работы с документом обращаемся к должностному лицу, просим принять меры в отношении нарушителей. Теперь осталось лишь проставить дату составления жалобы, заверить её автографом заявителя. В качестве приложений прикрепляем свидетельствующие в вашу пользу официальные бумаги: копии договоров, чеков, документов.
Примерный образец