Жалоба на банк в Центробанк – это документ, который любой гражданин, чьи права были нарушены действиями/бездействием кредитной организации может заявить в государственную организацию с целью привлечения банка к юридической ответственности. В рамках настоящего текста мы разберемся, что представляет собой Центробанк, с какими нарушениями чаще всего можно столкнуться на практике.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Центробанк
Центробанк представляет собой один из основных органов отечественной финансовой системы. Именно ЦБ устанавливает и регулирует ставку рефинансирования, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковской деятельности и выполняет многие другие функции. Помимо прочего, Банк России обладает полномочиями проводить проверки в отношении любых кредитных организаций. Сюда можно отнести как всем привычные банки по типу СберБанка, Тинькофф Банка или Альфа-Банка, так и различного рода микрокредитные организации. Любая компания, выдающая населению кредиты, может попасть под проверку представителей ЦБ.
Головной офис ЦБ расположен в столице, однако это не означает, что, если вы проживаете в регионе, адресовать свою жалобу придётся в Москву. В каждом без исключения субъекте федерации существует филиал Банка России, в который нам и следует заявлять обращения.
Нормативная основа
Все кредитные организации осуществляют свою деятельность на основании ряда нормативных правовых актов. Основным из них, конечно же, будет являться Гражданский Кодекс РФ, ведь именно он содержит в себе общие положения о заключении договоров, в том числе и кредитный. Второй закон – ФЗ «О банках и банковской деятельности». Здесь по большей части законодатель уделяет внимание организационным особенностям работы банка.
Ещё один документ – Закон «О защите прав потребителей». Отечественное законодательство наделяет рядового гражданина, обладающего статусом потребителя, дополнительными законодательными гарантиями. Так, все товары и услуги, которые доходят до гражданина, должны отвечать стандарту надлежащего качества, не иметь в себе обмана. То же самое касается и кредитных организаций, ведь открытие счёта, обслуживание дебетовой карты, оформление кредита – это тоже своего рода услуги финансового характера.
На что жаловаться
Первую строчку в рейтинге популярных причин для заявления жалобы на банк является немотивированный отказ в предоставлении кредитного займа. По общему правилу, установленному законодателем, банк не имеет права отказать гражданину в выдаче денежных средств под процент без видимых оснований. Под основаниями понимают плохую кредитную историю, недостаточный уровень дохода или нестабильное место работы. Так, если доход человека составляет, условно говоря, 150 000 рублей в месяц, банк не имеет права отказать в предоставлении кредита суммой в 50 000 рублей на 6 месяцев.
Второе основание по популярности – обман потребителя. Так, кредитная организация в теории может в одностороннем порядке изменить условия вашего договора не в лучшую сторону: увеличение процентной ставки, корректировка срока выплаты и так далее.
Отдельным пунктом хочется выделить проблему с навязыванием дополнительных услуг. Чаще всего подобное замечается именно в СберБанке. Сотрудники государственной кредитной организации стараются навязать клиентам как можно больше дополнительных услуг: страхование жизни и здоровья, СберПрайм, кредитная карта и так далее. Если вы не давали своего согласия на подключение доп. услуги, тем не менее плата за пользование ею взимается с вас ежемесячно, — это веский повод жаловаться.
Ещё одно нарушение – отказ в предоставлении одной услуги без оформления другой. Например, гражданину отказывают предоставить ипотеку на определённых условиях до тех пор, пока он не оплатит дополнительные услуги банка по оформлению проекта договора купли-продажи, представлении документации в Росреестре и так далее.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба в Центробанк по своей структуре состоит из трёх частей: шапки, разъяснения сути вопроса и обращения к должностному лицу с просьбой разобраться в проблеме. Разберемся в порядке и правилах оформления каждой из них.
В шапке мы укажем, кому и от кого подаётся жалоба. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем полное наименование местного филиала Центробанка, ФИО и должность его руководителя, а также юридический адрес управления ведомства. Затем здесь же укажем ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. В качестве средства обратной связи обозначим номер сотового телефона.
Ниже по документу начинаем разъяснять суть проблемного вопроса. Утверждаем, что являемся клиентом какой-либо кредитной организации либо собирались им стать, однако столкнулись с отказом. В подробностях описываем, в чем конкретно заключается правонарушение. Если вы знаете ФИО и должность сотрудника банка, который непосредственно с вами взаимодействовал, укажем их. Также следует оставить ссылку на заключенный с кредитной компанией договор обслуживания.
Следующим шагом мы обращаемся к должностному лицу, просим провести проверку в отношении кредитной организации, оценить её действия на момент законности. Итоговый вариант заверяем своим автографом с расшифровкой, ставим дату его оформления. Ответ из Банка России должен поступить на ваше место прописки в течение тридцати календарных дней. Имеется возможность указать отдельный адрес для корреспонденции, если вы проживаете не по прописке или хотите получить документ на рабочем месте.
Примерный образец