Заявление на внутреннее совместительство — это документ, в соответствии с которым работник просит своего работодателя по основному месту работы устроить его ещё на ещё одну должность в режиме совместительства. Инициатива может исходить исключительно со стороны заинтересованного сотрудника и не может навязываться руководством организации. Процедура всегда оформляется соответствующими документами, первым из которых будет заявление.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Совместительство и совмещение
Следует различать понятия «совместительство» и «совмещение». Под первым Трудовой кодекс подразумевает выполнение обязанностей в свободное от основной работы время. Совмещение же, в свою очередь, определяется одновременной работой на двух должностях. В настоящем материале речь пойдёт именно про совместительство.
Особенности работы по совместительству
Закон о труде предусмотрел определённые ограничения для сотрудников, работающих по совместительству. В частности, речь идёт о продолжительности рабочего дня. Работать на неосновной должности допускается не более четырёх часов в день. Таким образом за учётным период суммарное число отработанных часов не может превышать половины положенной нормы. В случае со стандартной пятидневной восьмичасовой рабочей неделей отработанное по совместительству время не может быть более 80 часов. Однако и здесь есть свои исключения. Если по основному месту работы этой самой работы не оказалось, если сотрудник отстранен от неё (по медицинскому заключению), работать можно в полную силу.
Кто может быть совместителем
Трудовой кодекс ограничил круг лиц, которым доступна работа в режиме совместительства. На практике такая деятельность является крайне тяжёлой и значительно добавляет ежедневную нагрузку на человека. Таким образом не могут быть совместителем следующие категории работников:
- несовершеннолетние (до 18 лет);
- сотрудники, чья основная деятельность связана с работой во вредных для здоровья или опасных для жизни условиях, если совместительство также предполагает вред и опасность;
- и другие.
Также различные Федеральные законы запрещают сотрудникам отдельных сфер работать по совместительству. Речь идёт о государственных служащих, чиновниках, педагогах, работниках медицинской сферы. Особенности их совмещения регулируются отраслевым законодательством.
Может ли работодатель отказать
Как уже было сказано ранее, работа по совместительству предполагает добровольность человека, однако работодатель не обязательно должен одобрять заявление. Если на предприятии нет свободных мест или руководитель желает нанять на эту должность другого сотрудника, взять человека со стороны на полный рабочий день, отказ неминуем. Тем не менее зачастую работодатель сам заинтересован во внутреннем совмещении, так как это значительно дешевле, чем брать нового сотрудника. Не придётся тратить силы, время и деньги на поиск специалиста, зарплата совместителя будет значительно ниже. В случае отказа руководитель не обязан как-то мотивировать своё решение.
Документальное оформление
Устройство по совместительству предполагает заключение ещё одного (отдельного) трудового договора. Не получится обойтись дополнительным соглашением к уже имеющемуся. По сути дела, это приём на работу. Однако перечень необходимых для трудоустройства документов значительно меньше:
- диплом (сертификат) об образовании, если должность требует таковой;
- справка с основного места работы, если дополнительная работа связана с вредными или опасными условиями труда;
- паспорт.
Так как речь идёт именно о внутреннем совместительстве, предоставлять трудовую книжку не нужно. Она уже хранится у работодателя. В новом трудовом договоре будут прописаны все должностные обязанности сотрудника, размер и порядок оплаты труда.
Форма документа
На сегодняшний день законодательство не предусмотрело обязательной формы для составления заявления на внутреннее совместительство. По своей природе это заявление о приёме на работу, но в специальном режиме. Работнику придётся составить документ самостоятельно в свободной форме.
Иногда работодатель разрабатывает и закрепляет в своём внутреннем нормативном акте определённые бланки для составления заявлений сотрудников. Найти их можно в отделе кадров. Кадровик сможет распечатать физическую копию для заполнения и выдать инструкцию. Однако такое происходит не всегда. В любом случае заявление можно написать на пустом листе бумаги формата А4 или А5.
Допускается как машинописный (при помощи компьютера), так и рукописный (при помощи чёрной или синей шариковой ручки) вариант написания. Способ изложения текста никак не влияет на юридическую силу документа. Компьютерную версию в любом случае придётся распечатать на принтере для заверения подписью заявителя. Без «живой» подписи заявление не приобретает статус официального документа.
Итоговый вариант заявления следует передать лично в руки руководителю организации, своему непосредственному начальнику или работнику кадровой службы. В любом случае документ дойдёт до адресата посредством внутреннего документооборота.
Пошаговая инструкция по составлению заявления
По своей структуре заявление состоит из трёх блоков: шапка, основная (просительная) часть и подпись заявителя.
Начать следует именно с шапки. В ней обозначаем, от кого и кому подаётся заявление. В дательном падеже указываем ФИО руководителя, его должность на предприятии и полное наименование организации-работодателя (ОАО, ООО, ИП и т.д.). Здесь же в родительном падеже оставляем ФИО заявителя.
Ниже по документу по центру листа пишем слово «заявление». С нового абзаца обозначаем просьбу о трудоустройстве. Имеет смысл сослаться на законодательство (ст. 282, 283, 284 ТК РФ), однако это необязательно. Указываем наименование должности, на которую претендуем, согласно штатному расписанию и дату желаемого дату начала выполнения должностных обязанностей. Если прилагаются какие-то документы (диплом, сертификат, справка), оставляем их полный перечень.
Примерный образец
На этом составление заявления можно считать оконченным. Ставим дату подачи документа на предприятие и подпись заявителя (с расшифровкой). Если заявление будет одобрено, руководитель организации издаст указ о назначении и заключит с работником трудовой договор.