Уведомление о сокращении должности – это официальная бумага, направляемая увольняемому работнику с целью доведения до сведения о прекращении трудовых правоотношений. Процедура является обязательной в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Сокращение должности
Первым делом хотелось бы провести черту между понятиями «сокращение должности» и «сокращение численности». В первом случае имеется в виду полный отказ организации от какой-то должности в штатном расписании по тем или иным причинам. Возможно, такие функции компанию более не интересуют. Под вторым понятием скрывается лишь увольнение нескольких работников с сохранением самой должности. В настоящем материале речь пойдёт именно о первой ситуации.
С точки зрения закона
Правовая регламентация сокращения содержится в статьях 81, 180 Трудового кодекса. Разберёмся в этом поподробнее.
Во-первых, речь пойдёт о сроках. Работодатель обязан предупредить своих подчинённых о сокращении за два месяца до наступления той самой даты. Предполагается, что сотрудники за этот срок смогут найти новое место работы, значительно не потеряв при этом в среднемесячном доходе. Также имеется возможность не дожидаться окончания трудовых правоотношений и разорвать их досрочно. Для осуществления этой процедуры потребуется согласие обеих сторон соглашения. Администрация компании также обязана будет выплатить работнику его средний заработок за каждый фактически неотработанный день.
Во-вторых, обратим внимание на поведение работодателя. Директор обязан предложить попавшим под сокращение подчинённым иную работу, соответствующую их уровню квалификации и оплаты труда. Если таковой не оказалось, предлагаются менее оплачиваемые вакансии. Работник должен рассмотреть их и согласиться либо отказаться. Во втором случае трудовой договор расторгается по факту истечения двухмесячного срока.
Профстандарты
Следует отметить, что предложенные вакансии должны отвечать не только квалификации сотрудника, но и его состоянию здоровья. Дело в том, что для многих должностей в настоящий момент предусмотрены профстандарты, предъявляющие к кандидатам определённые требования. Если предложить подчинённому должность, занимать которую он не имеет права, проблем с трудовой инспекцией избежать не выйдет.
На момент написания уведомления директор уже издал приказ о сокращении. Как правило, эти официальные бумаги составляются в один рабочий день.
Процедура
Представитель работодателя составляет, подписывает и направляет уведомление попавшему под сокращение лицу. Содержание документа должно выглядеть примерно следующим образом:
- объяснение причин принятия решения о сокращении;
- конкретные даты (двухмесячный срок);
- ссылка на приказ о сокращении;
- ссылка на нормы Трудового кодекса (необязательно, но желательно);
- предложение иных свободных мест;
- предупреждение о последствиях отказа от предложенных вакансий.
Крайне важно, чтобы подчинённый осознавал последствия отказа от предложенных должностей. Это определяющий момент, на который будут обращать внимание члены профсоюзной организации (если таковая имеется на предприятии) и представители трудовой инспекции.
Форма документа
Несмотря на то, что действующее трудовое законодательство напрямую обязывает администрацию организации использовать такую разновидность документов как уведомление, для его составления не предусмотрено никакой единой формы. Все официальные бумаги из этой категории пишутся в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков, уведомление о сокращении не является исключением из общего правила.
Отметим, что свободная форма в свою очередь также предъявляет определённые требования к содержанию, а именно:
- деловой стиль языка;
- обозначение реквизитов (дата, место);
- автографы ответственных лиц;
- расшифровка оставленных подписей.
Написать уведомление рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Исполнить содержание можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописной виде при помощи компьютерных средств. Этот выбор должен сделать ответственный за составление официальной бумаги сотрудник. Напоминаем, что способ написания текста не может отразиться на юридической силе уведомления.
Объясняем, как правильно написать уведомление
Первым делом необходимо разобраться с реквизитами. В правом верхнем углу листа бумаги пишем, кто и кого уведомляет. В родительном падеже обозначаем ФИО и должность руководителя, в дательном – те же сведения о подчинённом, попавшем под сокращение. Далее присваиваем официальной бумаге уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) её составления.
Ниже по документу берёт начало самая важная (основная) часть уведомления. Начать её следует с обозначения мотивации к сокращению. Как правило, ссылаются на сложную экономическую ситуацию. Затем доводим до сведения о самом факте сокращения со ссылкой на соответствующий приказ директора, обозначаем крайнюю дату действия трудового договора.
Следующим шагом предлагаем подчинённому возможность занять иные должности в компании, подходящие ему по состоянию здоровья и уровню квалификации. Обязательно прописываем пункт о понимании последствий отказа.
Примерный образец
На этом моменте процесс составления уведомления подходит к завершению. Своими автографами его должны заверить руководитель предприятия и увольняемый сотрудник. Только так процедура будет произведена в полном соответствии с законом. Один экземпляр передаётся на руки сотруднику, а второй остаётся храниться на предприятии в течение 5 лет. Если подчинённый решит оспорить решение администрации предприятия, копия уведомления послужит весомым доказательством в суде. Расписываясь в документе, он берёт на себя всю ответственность за последствия принятого решения.