Требование об устранении выявленных недостатков – это официальная бумага, направляемая представителю второй стороны с целью скорейшего разрешения возникшей конфликтной ситуации. В материале мы рассмотрим юридическое значение документа, а также случаи, когда он составляется.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правовая регламентация
Когда речь идёт о недостатках, имеется в виду ненадлежащее выполнение условий договора, взятых на себя исполнителем обязательств. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, поставки или даже купли-продажи. Более того, действующая редакция Гражданского кодекса РФ предусматривает принцип свободы договора (статья 421), позволяющий лицам совершать любые сделки, прямо не запрещённые законом.
Наибольшее распространение требование об устранении недостатков имеет в сфере строительства (договор строительного подряда) или внутренней отделки помещений. Подрядчик может выйти за рамки условий соглашения, смонтировав отдельный элемент объекта на так, как того хотел заказчик.
Недостатки
Под недостатком может пониматься любое расхождение с условиями договора. По факту окончания работ всегда составляется акт приёмки, в котором и фиксируются все выявленные заказчиком недочёты. Многие граждане не знают, как вести себя в таких случаях, отказываются от подписания акта. Наилучшим решением будет указать все дефекты в тексте документа, а затем составить ещё один – требование об устранении недостатков, направить его контрагенту. Сроки устранения согласовываются представителями сторон в индивидуальном порядке, если прямо не указываются в отдельных федеральных законах.
Споры
Выявление недостатков в уже выполненной работе зачастую приводит к спорам между сторонами. Подрядчик (исполнитель) старается доказать, что данный нюанс не является существенным, не влияет на запуск объекта в эксплуатацию, не нарушает его надлежащего качества. Если сторонам так и не удастся найти компромисса в сложившейся ситуации, придётся обращаться за помощью к третьей стороне. Речь идёт о суде. Составлением искового заявления занимается, как правило, представитель заказчика. О том, как правильно составить и подать иск, можно узнать в Главе 12 Гражданского процессуального кодекса.
Как подать требование
Требование как официальная бумага обладает определённой юридической силой, так как выражает мнение одной из сторон сделки. Именно поэтому следует со всей ответственностью подойти не только к её разработке, но и к передаче контрагенту. Всего существует несколько способов осуществления документооборота:
- приём-передача из рук в руки;
- посредством электронной почты;
- через представителя с оформленной доверенностью;
- при помощи обычной почты.
В нашем случае подойдут все способы, кроме второго. Документ составляется в двух равных по юридической силе экземплярах, один из которых передаётся контрагенту, а второй остаётся на руках у заявителя. При чём все дубликаты должны быть заверены представителями обеих сторон. Таким образом на руках будет доказательство самого факта информирования подрядчика о недовольствах, выдвижения требования к устранению выявленных недостатков.
Форма документа
Действующее законодательство не предъявляет никаких строгих требований к форме такой разновидности документов как требования, чего нельзя сказать о содержании. Несмотря на то, что не существует общеобязательных унифицированных бланков. Сложившаяся к настоящему моменту времени практика документооборота выработала вполне конкретный перечень положений, обязательных к отражению, а именно:
- обозначение реквизитов (дата, место);
- кому и от кого выдвигается требование;
- предмет требования (спора);
- ссылки на нормативно-правовые акты и пункты договора (если имеет место);
- подпись уполномоченного представителя;
- расшифровка оставленного на бумаге автографа.
Составить требование можно как на чистом листе бумаги формата А4 или А5, так и на фирменном бланке компании-заявителя. Во втором случае документ будет иметь более деловой, строгий внешний вид.
Что касаемо исполнения содержания, то здесь предусмотрено два способа написания текста: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописный при помощи компьютерных средств. Оба варианта используются на практике.
Рассказываем, как правильно оформить требование
В первую очередь необходимо разобраться с реквизитами, получателем и отправителем. В правом верхнем углу листа бумаги прописываем ФИО руководителя компании-контрагента, занимаемую им должность, полное наименование фирмы в дательном падеже. Здесь же отмечаем те же данные, но уже о заявителе, в родительном падеже. Чуть ниже обозначаем дату составления официальной бумаги и населённый пункт, в котором она была составлена.
Ниже по документу берёт своё начало описательно-мотивировочная часть, в которой составитель должен указать, что именно стало причиной составления настоящего документа. Ссылки на различные нормативно-правовые акты, договоры, смету крайне приветствуются. Вполне возможно, грамотное оформление документа позволит избежать длительных судебных тяжб.
Следующим шагом мы резюмируем всё вышесказанное, выдвигаем вполне конкретные требования, направленные на устранение недостатков. Их полный перечень оставляется по пунктам.
Примерный образец
На этом моменте работа с документом подходит к завершению. Расписываемся в нижней части листа, расшифровываем автограф. Теперь требование можно считать полностью составленным и готовым к отправке.
Закон не содержит конкретного срока, в течение которого контрагент обязан ответить. Данный момент может регулироваться условиями договора. Практика предлагает брать за основу тридцатидневный срок, по факту истечения которого останется только обратиться с исковым заявлением в суд.