Требование об исполнении обязательств – это документ, который призван напомнить контрагенту о том, что он должен совершить определённые действия. В статье мы рассмотрим, когда имеет место составление данной официальной бумаги, как правильно её подать, какие могут быть последствия.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Договорные отношения
В материале речь пойдёт именно о договорных правоотношениях, складывающихся между субъектами гражданского права. В качестве таковых могут выступать как юридические, так и физические лица. При чём все из них должны обладать правосубъектностью. Для физических лиц это понятие будет включать в себя достижение восемнадцатилетнего возраста, дееспособность, а для юрлиц – постановку на учёт в ИФНС с занесением соответствующей регистрирующей записи в ЕГРЮЛ.
Подписывая договор, лицо берёт на себя определённые обязанности, приобретает вытекающие из условий права. Говоря об обязанностях, можно выделить следующие:
- поставить товар;
- оказать услугу;
- выполнить работу;
- произвести оплату;
- и так далее.
Статья 421 Гражданского кодекса устанавливает принцип свободы договора, позволяющий заключать любые сделки, прямо не запрещённые законом.
Исполнение обязательства
С точки зрения закона обязательство будет считаться исполненным лишь тогда, когда будет получен какой-либо подтверждающий документ. Например, накладная, кассовый чек, банковский чек, акт приёма-передачи, акт приёмки или иная официальная бумага. Зачастую контрагенты пренебрегают составлением актов, рассчитывая исключительно на дружественные межличностные отношения. Действительность исполнения обязательств в таком случае будет крайне проблематично доказать, если спор дойдёт до суда.
Требование
Требование применяется тогда, когда одна из сторон не исполнила взятые на себя обязательства в обусловленный договором или законом срок. Например, покупатель просрочил платёж поставленного контрагентом товара, чем нарушил условия соглашения, нанёс убытки контрагенту. Конечно, убытки ещё придётся доказать в судебном порядке, тем не менее факт просрочки является очевидным, так как не было составлено ни одного подтверждающего документа.
Официальную бумагу формирует кто-то из сотрудников компании, выступающей с претензией. Мы бы рекомендовали доверить задачу квалифицированному, опытному юристу, чтобы избежать неожиданных последствий. По своей структуре требование как документ схоже с исковым заявлением, направляемым в суд. В тексте также придётся давать описание возникшей ситуации, мотивировать выдвижение требования, а также резюмировать конкретные претензии ко второй стороне.
Как передать
Способ передачи требования контрагенту играет важнейшую роль во всей процедуре. Если допустить ошибки в этом аспекте, дело может попросту не дойти до суда. Речь идёт о том, что у составителя на руках должна остаться какая-то подтверждающая сам факт направления требования второй стороне. Это может быть второй экземпляр документа с автографом представителя, почтовое уведомление о вручении, почтовый реестр.
Именно по этой причине нам будет доступно всего два способа выдвижения требования, а именно:
- посредством почты;
- посредством личной передачи из рук в руки.
Окончательный выбор стоит за стороной-заявителем. Конечно, на практике такие бумаги всегда направляются заказным письмом. Копия почтового реестра может быть приложена к исковому заявлению в качестве подтверждения позиции истца.
Форма документа
Требование по своей структуре является документом, который можно составлять в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Это довольно важный нюанс, ведь он значительно облегает задачу составителю.
Официальную бумагу принято исполнять на фирменном бланке компании, если таковой имеется. Также есть возможность оформить требование на чистом листе бумаги формата А4.
Написать содержательную часть можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Безусловно, печатный вариант выглядит более приоритетным, так как придаст требованию строгий внешний вид. Именно он повсеместно используется на практике.
Пошаговая инструкция по составлению требования
Первый шаг – реквизиты и стороны. В правом верхнем углу листа бумаги следует отметить, кто и кому направляет настоящий документ. Указываем ФИО руководителя компании-контрагента, его должность, полное наименование юридического лица со ссылкой на организационно-правовую форму. Далее обозначаем наименование документа, дату и место его написания.
Второй шаг – описательно-мотивировочная часть. Начать следует с краткого описания возникшей конфликтной ситуации. Отмечаем, что между организациями был заключён договор, оставив на него ссылку (дата и номер), по которому стороны взяли на себя конкретные обязательства. Затем утверждаем, что контрагент не исполнял взятое обязательство, чем нарушил условия сделки. Подкрепляем свою позицию ссылками на все имеющиеся учётные бумаги, договоры, соглашения.
Третий шаг – требовательная часть. В этом блоке необходимо выдвинуть вполне конкретные требования к контрагенту, оформив их в столбик по пунктам. Также не лишним будет упомянуть последствия игнорирования. Речь идёт о подаче искового заявления, переводе спора в судебную плоскость.
Примерный образец
На этом моменте мы завершаем работу с требованием, переходя к последнему, четвёртому, шагу – подписанию. Своим автографом официальную бумагу должен заверить уполномоченный на то представитель лица. Полномочия подтверждаются уставом общества, оформленной доверенностью, паспортом ИП или непосредственно самим договором. Направляем итоговый вариант контрагенту, ждём ответа.