Сохранная расписка на ответственное хранение – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона передала, а вторая в свою очередь приняла какое-то имущество на хранение под свою ответственность. В материале мы разберём порядок передачи, а также правила составления настоящего документа.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правовая регламентация
Сторонами в расписке могут выступить как юридические, так и физические лица, являющиеся субъектами гражданских правоотношений, то есть обладающие правосубъектностью (правоспособные дееспособные граждане). Положения, регулирующие правоотношения, возникающие между сторонами по поводу хранения имущества, регулируются статьями 161, 886, 887 ГК РФ. Договор хранения может быть заключён в простой письменной форме, которая будет считаться соблюдённой при условии составления сохранной расписки. Настоящая официальная бумага напрямую упоминается в Кодексе.
Юридическая роль расписки
По своей сути сохранная расписка заменяет подписанный сторонами договор хранения. Это становится возможным в силу положения статьи 161 Гражданского кодекса. Подписывая документ, одна сторона перекладывает ответственность за сохранность имущества на другую. В случае порчи, утраты, потери качества объектов придётся возместить их стоимость в полном размере. Именно поэтому в расписке даётся полный перечень передаваемых предметов. В отдельных случаях можно даже заказать экспертизу, которая оценит их рыночную стоимость. Так будет проще доказать размер ущерба.
Осмотр
Составление расписки обычно сопровождается проведением представителями сторон осмотра имущества. Результаты процедуры записываются непосредственно в расписку или в отдельный документ - акт осмотра. Таким образом принимающая сторона страхует себя от недобросовестности контрагента. Проводить осмотр необязательно, однако крайне желательно.
Что можно передать на хранение
Передать на хранение можно любые объекты физического мира, являющиеся частью гражданских правоотношений. Сюда относят:
- движимое и недвижимое имущество;
- денежные средства;
- документы;
- оборудование, различные устройства;
- производственные мощности, спецтехнику;
- и так далее.
Для передачи документов существует отдельный порядок. В частности, придётся прописывать реквизиты каждой официальной бумаги, а также указывать, является она копией или оригиналом.
Сроки и оплата
Диспозиция статьи 886, регулирующей договор хранения, не упоминает об обязанности передающей стороны вознаграждать хранителя. Этот момент отдаётся на откуп контрагентам. В теории передача на ответственное хранение может осуществляться безвозмездно.
Что касаемо сроков, то они также устанавливаются сторонами по согласованию. Кодекс не устанавливает ни минимального ни максимального порога. Если время хранения вовсе не прописано в договоре, хранитель обязуется обеспечивать сохранность имущества до востребования.
Нотариальное заверение
Закон не обязывает стороны нотариально заверять сохранную расписку на ответственное хранение, однако и не запрещает. В теории это можно сделать для придания официальной бумаге большей юридической значимости. Безусловно, автограф нотариуса, проставленный в документе, станет весомым фактором при разбирательстве в суде. Однако существуют ещё один способ утверждения факта – показания свидетелей. Сторонам потребуется собрать в момент составления и подписания расписки 2-3 человек. Лучше, если граждане будут максимально не заинтересованы в исходе, не иметь личной выгоды.
Форма документа
Расписка на ответственное хранение по своей юридической природе является договором, заключаемым в простой письменной форме. В силу положений статьи 421 ГК все официальные бумаги, регулирующие правоотношения между контрагентами, могут составляться без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме.
Расписка должна содержать в себе следующие моменты:
- реквизиты (дата и место составления, подписания);
- данные о принимающей и передающей стороне, их представителях (паспортные данные, ФИО, должность при наличии);
- утверждение факта приёма-передачи;
- перечень передаваемого имущества;
- срок хранения;
- обязательство по возвращению объектов;
- подпись представителя принимающей стороны;
- расшифровка автографа.
Официальную бумагу принято писать на чистом листе бумаги формата А4, как и любой гражданско-правовой договор. Сам текст можно исполнить как в рукописном виде при помощи синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном с помощью компьютера и соответствующего ПО. Этот фактор не сможет повлиять на юридическую силу расписки.
Объясняем, как правильно составить сохранную расписку
Первым делом необходимо прописать наименование документа, указать число, месяц, год и населённый пункт, где он был составлен. Далее по тексту обозначаются данные о принявшей стороне. Если речь идёт о юридическом лице, прописывается его полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, ФИО и должность ответственного представителя, а также оставляется ссылка на документ, подтверждающий его полномочия. Это устав общества или доверенность. Для физ. лиц прописываются их паспортные данные. Аналогичный порядок и для ИП.
Ниже по документу оставляются те же данные о передавшей стороне. Затем идёт перечисление всех переданных объектов по пунктам. Напоминаем, что для официальных бумаг требуется указание их реквизитов (дата, номер).
Следующим шагом представитель принимающей стороны прописывает, что берёт на себя ответственность за сохранность принятого имущества, обязуется возвратить в обозначенный срок или по востребованию.
Примерный образец
Расписка полностью готова, осталось лишь её подписать. На документе должен появиться только автограф принимающего лица. Официальная бумага составляется в одном экземпляре, который хранится у поклажедателя.