Служебная записка о направлении работника на обучение – это документ, с которым начальник какого-либо отдела в организации может обратиться к её директору с просьбой рассмотреть возможность прохождения образовательных курсов одним из его подчинённых. Сегодня мы разберемся, зачем нужна подобная официальная бумага, в каких случаев работников направляют на обучение, как правильно составить служебку.

Обучение на работе

Трудовой кодекс Российской Федерации в 196 статье закрепляет за работодателем право направлять своих сотрудников на обучение, курсы повышения квалификации. Следует понимать, что это именно право организации, а не её обязанность, так что решение будет принимать руководитель. Если директор посчитает инициативу экономически невыгодной, ни о каком обучении не пойдет и речи.

Данное правило работает и в обратную сторону. Так, работник имеет полное право отказаться от обучения, если оно, конечно же, не необходимо для выполнения его должностных обязанностей. Организация не сможет применить к сотруднику никаких штрафных санкций, так как он не нарушил правила внутреннего трудового распорядка или положения Закона «О труде».

Под обучением на работе может пониматься практически всё, что угодно:

  • высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет);
  • среднее специальное образование по любой специальности;
  • курсы для получения профильной специализации (охрана труда, пожарная безопасность, допуск по электробезопасности);
  • курсы для получения навыков взаимодействия с каким-либо оборудованием или программным обеспечением.

Все расходы, связанные с обучением, организация берёт на себя. Более того, работодатель гарантирует сотруднику соблюдение всех прав, связанных с получением образования на работе. Как минимум, речь идёт о предоставлении учебных отпусков на каждую сессию.

Служебная записка

В подавляющем большинстве случаев заявителем записки выступит руководитель отдела, считающий, что его сотруднику было бы неплохо получить дополнительные навыки, однако в теории и сам работник может выступить с подобной инициативой. Сформированную служебную записку передаём своего непосредственному начальнику, который должен её проверить и завизировать. Только теперь документ можно передавать директору.

Вероятность удовлетворения запроса от самого работника стремится к нулю, если, конечно, начальник отдела не поддержит идею и не выступит в её поддержку.

Служебная записка является документом из внутреннего документооборота организации, а значит, никогда не выйдет за его пределы. Все служебки можно разделить на несколько категорий в зависимости от их заявителя и адресата. Существуют вертикальные служебные записки и горизонтальные. В нашем случае записку можно смело называть вертикальной, ведь она будет заявляться от рядового сотрудника директору компании.

Форма документа

Форма служебной записки не утверждена на уровне федерального законодательства, однако может быть утверждена на локальном уровне каждого отдельно взятого предприятия. Организации имеют возможность самостоятельно разрабатывать и закреплять в своих актах бланки и шаблоны для составления тех или иных внутренних документов. Служебные записки не являются исключением из этой практики. Зачастую в организациях можно встретить их фирменные бланки с указанием реквизитов и логотипа. Если таковой существует на вашем предприятии, мы бы порекомендовали воспользоваться именно им.

Как бы то ни было, служебку в любом случае можно оформить в свободной форме. Для этого необходимо обзавестись чистым листом бумаги формата А4, чёрной или синей шариковой ручкой. Если имеется возможность исполнить текст в машинописном виде, мы бы рекомендовали не пренебрегать этим. Печатный вариант всегда смотрится более презентабельно.

Инструкция по составлению служебки

Служебная записка о направлении работника на обучение будет формироваться из нескольких составных блоков: шапки, основной части с обращением к руководителю по поводу направления работника на обучение, а также даты формирования документа, подписи исполнителя. Нам потребуется уделить должное внимание каждому отдельно взятому элементу.

Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь мы в дательном падеже прописываем ФИО нашего директора, полное наименование компании с организационно-правовой формой. Далее по тексту укажем ФИО представителя компании, обращающегося со служебкой, занимаемую им должность в штатном расписании.

Ниже по документу уважительно обращаемся к директору, начинаем разъяснять суть нашего обращения. Выражаем инициативу относительно направления одного из сотрудников на обучение. Нам потребуется замотивировать необходимость обучения фактическими обстоятельствами. Например, если на предприятии в недавнем прошлом установили новое оборудование или программное обеспечение, к которому работники не могут адаптироваться, необходимо направить их на обучающие курсы. Как показывает практика, лучше потратить немного денег на обучение, чем потом разбирать последствия несчастного случая.

В завершение работы с документом подписываем его, оставляем дату формирования. Служебную записку в такой вариации можно назвать полностью сформированной, готовой к передаче на рассмотрение директору. О решении, принятом руководством, вас уведомят в устном или письменном виде.

Примерный образец