Расписка о получении справок при увольнении – это официальная бумага, в которой сотрудник подтверждает, что в действительности получил от уже бывшего работодателя перечень необходимых справок. В рамках настоящего материала мы рассмотрим процедуру расторжения трудового договора с точки зрения норм действующего законодательства, расскажем, какие справки должен получить работник, что будет, если работодатель не выполнит возложенные на него по закону обязательства.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Расторжение договора
Расторжение трудового договора, заключённого между гражданином и индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом, представляет собой процедуру не менее сложную, чем его заключение. Вся работа по оформлению бумаг возлагается на сотрудника отдела кадров предприятия. В частности, кадровику придётся подготовить проект приказа на увольнение, заполнить трудовую книжку, уведомить бухгалтерию о необходимости окончательного расчёта с увольняющимся и так далее. Среди прочего придётся ознакомить работника с необходимой документацией, вручить ему трудовую книжку и несколько справок.
Ознакомление работников с документацией – обязанность работодателя, возложенная положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Так, например, при трудоустройстве кадровик даёт соискателю ознакомиться с локальными нормативными актами работодателя, среди которых можно выделить Правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и так далее. При увольнении человека знакомят с приказом, вручают справки.
Справки при увольнении
При расторжении трудового договора кадровик вручает увольняющемуся несколько справок, а именно:
- справка о сумме заработка за последние два года (включая премиальные, отпускные и прочие статьи дохода);
- выписки по трудовому стажу;
- сведения о трудовой деятельности, заверенные электронной цифровой подписью работодателя.
Если работник фактически не получит эти документы на руки, он сможет пожаловаться на работодателя в соответствующий государственный орган. Надзором за соблюдением законодательства в сфере трудовых правоотношений следит Трудовая инспекция. Казалось бы, нарушение незначительное, однако даже оно способно спровоцировать проведение проверки внутренней документации предприятия, привлечение к административной ответственности.
Расписку о получении справок нужно составлять при увольнении каждого сотрудника, а особенно, если расставание с человеком произошло не полюбовно. Оставшийся обиженным человек всегда будет искать возможность насолить своему обидчику в лице работодателя.
Роль расписки
Расписку с теории можно заменить и другими документами. Например, в качестве замещающей бумаги используется ведомость с переданными справками, в которой увольняющийся работник просто оставляет свой автограф. В принципе, такой вариант можно использовать на практике, однако расписка выглядит более надёжно.
Здесь вся суть вопроса кроется в юридической природе расписки. Если автограф в ведомости можно попытаться оспорить, заявив, что это подделка, а сам человек никаких справок не получал, то вот с распиской это сделать будет куда сложнее. Именно по этой причине расписку следует составлять от руки без использования компьютерных средств. Так можно будет однозначно определить, чьей руке принадлежит текст, в каком эмоциональном состоянии находился человек в момент написания, когда в действительности была оформлена расписка.
Форма документа
Нормы действующего трудового законодательства не предъявляют никаких строгих требований к форме расписки о получении справок при увольнении. Обычно отдел кадров на предприятии разрабатывает собственные бланки для документов на все случаи жизни: увольнение, трудоустройство, отпуска и так далее. До недавнего времени для всех организаций обязательными к применению были унифицированные бланки, которые предусматривали пункт о получении справок при увольнении. Теперь, когда общеобязательные бланки отменены, а каждая фирма вольна пользоваться такими шаблонами, которыми захочет, порой возникает необходимость составления расписок.
Будет лучше, если сотрудник отдела кадров подготовит один шаблон расписки о получении справок при увольнении, будет пользоваться им на постоянной основе. Такой подход сделает внутренний документооборот предприятия и кадровой службы более единообразным. За основу рекомендуем взять наши образец и бланк, размещённые на сайте.
Объясняем, как составить расписку «на пальцах»
Расписка о получении справок при увольнении пишется собственноручно от лица работника. Так, человек должен указать свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, а также должность из штатного расписания, которую он замещал на предприятии. Затем сотрудник ссылается на сам факт увольнения, утверждает, что получил все необходимые справки, перечисляя их полный перечень. Расписываемся только за те документы, которые в действительности получили, а не должны были получить.
В завершение работы с распиской ставим дату её составления, оставляем автограф с расшифровкой (фамилия и инициалы). Обратим внимание, что дата составления расписки не должна расходиться с фактическим увольнением, то есть не должна быть составлена уже после расторжения трудового договора.
Расписка составляется в одном единственном экземпляре, остаётся на хранение в отделе кадров предприятия вместе с другой личной документацией сотрудников. Если по прошествии времени человек попытается оспорить получение справок, обратится в Трудовую инспекцию или суд, расписка выступит ключевым доказательством.
Примерный образец