Приказ о смене материально ответственного лица – это распорядительный документ, в соответствии с которым с одного сотрудника ответственность снимается, а на другого соответственно возлагается. Процедура требует определённого документального оформления, в том числе подписания договора о полной материальной ответственности.

Файлы для скачивания:

Материально ответственное лицо

Все без исключения работники предприятия несут определённую материальную ответственность перед работодателем за причинение ущерба имуществу организации. Под материально ответственным лицом понимается подчинённый, с которым заключён соответствующий договор. В соответствии с этим документом сотрудник будет отвечать за всё вверенное ему имущество. Законодательство перечисляет список должностей, несущих такой вид ответственности. К ним относятся:

  • лица, занимающие руководящие должности на предприятии (директор, главбух);
  • заведующие по хозяйственной части;
  • кассиры, продавцы;
  • и прочие.

Процедура

При смене материально ответственного лица в обязательном порядке проводят инвентаризацию. Один сотрудник передаёт свои полномочия и дела другому в документальном виде. Инвентаризация позволит избежать возникновения возможных проблем в будущем.

Следует отметить, что работодатель не вправе принуждать подчинённого к подписанию договора о полной материальной ответственности. Работник всегда может отказаться.

Если речь идёт об ответственности за какое-то конкретное имущество, подлежащее строгому учёту, имеет смысл составить акт приёма-передачи этих самых товарно-материальных ценностей. Хотя на практике компании ограничиваются инвентаризацией.

Работник получит статус ответственного лица только после подписания договора. Сам по себе приказ не возлагает на подчинённого материальную ответственность.

Материальная ответственность

Трудовой кодекс понимает материальную ответственность как обязанность работника возместить работодателю причинённый им прямой ущерб. Прямой ущерб – это уменьшение количества имущества, его качества, затраты, которые понесло предприятие на приобретение или восстановление имущества. Таким образом, кассир обязан будет возвратить работодателю пропавшие из кассы денежные суммы.

Законом о труде установлены пределы материальной ответственности лица, которые ограничиваются его среднемесячным заработком. Полная материальная ответственность подразумевает возмещение вреда в полном объёме вне зависимости от дохода работника.

Кто пишет и исполняет приказ

Заняться составлением приказа в теории может любой сотрудник организации. Руководитель поручает эту задачу одному из своих подчинённых на своё усмотрение. На практике распоряжение обычно пишет кадровик или секретарь. Лица, замещающие эти должности, по роду своей деятельности работают с большим количеством официальных бумаг и способны справиться с составлением распорядительного документа.

Под исполнением приказа понимается приведение его положений в действительность. Процедура комплексная и для её реализации потребуются усилия нескольких специалистов. В настоящем случае исполнять распоряжение будут следующие лица:

  • предыдущее материально ответственное лицо должно будет передать дела;
  • кадровик должен составить и подписать с сотрудником договор о полной материальной ответственности.

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти не предъявляют особых требований к распорядительной документации предприятий, не обязывают пользоваться при их составлении какими-то конкретными общеобязательными унифицированными бланками. Все приказы в настоящее время пишутся в свободной форме. Однако и свободная форма имеет свои правила. В частности, речь идёт о:

  • вполне конкретной структуре официальной бумаги;
  • наличии ссылок на законодательство и реальное объяснение причин издания приказа;
  • ознакомлении с содержанием документа всех упомянутых в нём лиц под подпись;
  • деловом языке речи.

Написать приказ рекомендуется на фирменном бланке компании. Так документ будет иметь более презентабельный вид, а ещё на бланке по умолчанию обозначены все необходимые реквизиты фирмы. Следует отметить, что всегда имеется возможность составить распоряжение на чистом листе бумаги формата А4, но в таком случае сведения об организации придётся прописывать вручную.

Изложить текст документа можно как в рукописном виде с помощью чёрной или синей шариковой ручки, так и в машинописном при помощи компьютерных средств. Необходимо учесть, что юридическая сила приказа ни коим образом не связана со способом написания его текста.

Объясняем, как составить приказ

Первым делом следует обозначить полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО и так далее). Ниже по документу посередине листа бумаги пишем слово «приказ», присваиваем ему уникальный номер для внутреннего документооборота. Заем указываем дату издания распоряжения и населённый пункт, в котором находится компания.

Переходя к основной части, следует начать с обоснования. Объясняем реальную причину смены материально ответственного лица (увольнение, перевод предыдущего ответственного), ссылаемся на ст. 242 ТК РФ, а также на Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85. С красной строки пишем слово «приказываю» и по пунктам утверждаем следующие положения:

  • снимаем материальную ответственность с одного сотрудника и перекладываем её на другого (обозначаем ФИО и должность);
  • распоряжаемся провести инвентаризацию или передать имущество, заверив процедуру актом приёма-передачи;
  • отдаём распоряжение кадровику составить и подписать с работником договор о полной материальной ответственности;
  • возлагаем контроль за исполнением распоряжения на одного из подчинённых. Обычно это кто-то из руководящего состава или директор лично.

Примерный образец

Далее знакомим всех упомянутых в тексте документа лиц с его содержанием под подпись (с расшифровкой). В последнюю очередь на официальной бумаге оставляет свой автограф руководитель. На этом приказ можно считать полностью составленным.