Приказ о служебном расследовании в отношении работника – это распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в случае необходимости осуществления служебной проверки. Вне зависимости от причин, процедура всегда оформляется документально.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Правовые основы служебного расследования
Работодатель имеет право осуществить проверку в отношении своих подчинённых в случае совершения ими определённых проступков. Трудовой закон определяет три вида наказания за нарушение норм дисциплины на рабочем месте: замечание, выговор и увольнение. Проведение расследования поможет работодателю определить степень тяжести совершенного сотрудником поступка и, соответственно, вынести ему соразмерное наказание
Когда проводится проверка
Проведение служебного расследования осуществляется при происшествии на предприятии внештатной ситуации, в которой требуется разобраться. Примерный перечень поводов для возбуждения проверки:
- причинение ущерба имуществу предприятия:
- совершение кражи с территории организации;
- работник появился на рабочем месте в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
- имело место со стороны сотрудника превышение его должностных полномочий (подписал документ, который не имел право подписывать);
- и другие.
Результаты расследования покажут, имеется ли в произошедшем событии вина кого-то из сотрудников и, если имеется, каков размер причинённого ущерба.
Как правило, за нарушения, в целях определения которых возникла необходимость проводить проверку, наказанием будет увольнение или выговор.
Особенности процедуры
Начинается всё непосредственно с нарушения со стороны работника. Зафиксировать это может его коллега или непосредственный руководитель структурного подразделения, в котором трудится сотрудник. Начальник пишет докладную записку на имя директора фирмы, в которой подробно описывает произошедшее. По факту нарушения составляется специальный документ – акт о нарушении.
Руководитель, исходя из содержания полученного представления, принимает решение о необходимости проведения служебного расследования с целью установления всех подробностей произошедшего инцидента. Во исполнение этих целей назначается комиссия. В её состав входят сотрудники предприятия на усмотрение директора. Назначенные работники должны обладать соответствующими знаниями в области совершенного проступка. Например, если речь идёт об инциденте, в ходе которого был нанесён ущерб какому-то оборудованию, в состав комиссии включают инженеров, технических специалистов и т.д. Если в организации нет людей с требуемыми знаниями, допускается приглашение третьей стороны. Сторонний эксперт сможет дать независимое заключение по факту инцидента.
Задачи, ставящиеся перед комиссией:
- выяснить, что, когда и где именно произошло;
- определить, пострадало ли имущество;
- если пострадало, то в каком количестве, оценить нанесённый ущерб;
- найти подозреваемых, если виновность конкретного лица неочевидна;
- доказать вину работника;
- определить меру дисциплинарного взыскания, подлежащую применению.
Все вышеперечисленные моменты члены комиссии излагают в своём заключении, которое в последующем попадёт для принятия окончательного решения в руки руководителя организации.
Форма документа
На сегодняшний день законодательство не обязывает предприятия пользоваться какой-то конкретной формой для составления приказа о проведении служебного расследования. Работники компаний разрабатывают документы самостоятельно в свободной форме, соблюдая общие требования.
Как правило, составлением распоряжения занимается личный помощник руководителя или сотрудник секретариата. Работник разрабатывает приказ и передаёт его директору фирмы на подписание.
Закон также ничего не говорит ничего о том, при помощи каких средств должен быть составлен документ. Однако предприятиям рекомендуется изложить содержание распоряжения на компьютере с последующей распечаткой на принтере для заверения подписями. Машинописный вариант мнится надёжнее, чем вариант с написанием документа от руки шариковой ручкой.
Пошаговая инструкция по составлению приказа
Распоряжение можно условно разделить на три структурные части: шапка документа, основная часть и подписи сторон. Начать следует с заполнения шапки. В ней необходимо будет указать реквизиты организации (полное наименование юридического лица с организационно-правовой формой и так далее). В этом смысле лучше использовать фирменный бланк предприятия, так как на нём уже изначально прописаны эти моменты.
Далее документу присваивается название (приказ о проведении служебного расследования) и выдаётся номер для внутреннего документооборота в рамках предприятия.
Сразу под названием пишется дата составления документа и населённый пункт. На этом заполнение шапки окончено.
Переходя к основной части, отмечаем причину проведения расследования и документ, который является основанием для его проведения (при наличии такового). Это может быть докладная записка на имя руководителя.
Ниже по документу начинаем по пунктам обозначать следующие моменты:
- распоряжаемся провести по факту случившегося инцидента служебное расследование;
- назначаем для этих целей специальную комиссию. В этом же пункте перечисляем полностью состав комиссии с указанием ФИО и должности каждого её участника;
- обозначаем крайние сроки проведения проверки (не более месяца), указываем какие именно документы необходимо будет предоставить по окончанию расследования;
- назначаем ответственное за проведение процедуры лицо. Именно этот сотрудник и будет отчитываться по факту окончания проверки.
Составление документа окончено и остаётся лишь заверить его подписями. В приказе расписываются все указанные в нём лица: члены комиссии и ответственное за исполнение лицо. В последнюю очередь в распоряжении свой автограф оставляет руководитель организации, запуская тем самым процедуру расследования.