Приказ о назначении ответственного по охране труда – это официальная бумага, в соответствии с которой на одного из сотрудников предприятия возлагаются дополнительные обязанности. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Охрана труда

Под охраной труда понимается комплекс мер, предпринимаемых работодателем по обеспечению безопасности работников на их рабочих местах. Такая обязанность возлагается на руководство организации в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса. Отметим, что охрана труда – это именно комплекс мероприятий, в которых входит:

  • противопожарная безопасность;
  • электротехническая безопасность;
  • и другие виды безопасности.

Конкретный перечень мер будет зависеть от специфики предприятия, однако противопожарная безопасность должна обеспечиваться в каждом без исключения случае. При организации предприятия эти обязанности возлагаются на её руководителя по умолчанию. Директор должен предварительно пройти соответствующий курс обучения.

Ответственный по охране труда

В теории обязанности по обеспечению охраны труда на предприятия можно возложить на отдельную единицу в штатном расписании фирмы. Такая должность именуется на иначе как специалист по охране труда. Однако в силу небольших размеров компании, экономии денежных средств предпочтение отдаётся дополнительной нагрузке на своих подчинённых. Предполагается, что сотрудник в свободное от основной работы время будет проводить инструктажи среди коллег, заполнять журналы, следить за работоспособностью всех систем и так далее.

Как бы то ни было, работник в любом случае должен пройти подготовительный курс и сдать финальный экзамен, по факту окончания которого на руки будет получен сертификат. Именно этот документ и позволит лицу брать на себя ответственность по охране труда на предприятии.

Кто пишет приказ

На практике руководитель предприятия крайне редко самостоятельно пишет распоряжения. Обычно это бремя директор возлагает на кого-то из своих подчинённых. Это может быть кадровик, бухгалтер или секретарь. Всё зависит от специфики приказа. В настоящем случае речь идёт о решении по кадровому составу, было бы логично поручить это дело кадровику. Начальник получает на стол уже финальный вариант, знакомится с ним и подписывает.

Основание и обоснование

Под любым приказом руководителя предприятия должны иметься основание и обоснование. По первым понимается ссылка на какой-то нормативно-правовой акт или иной документ, а под вторым – объяснение наличных причин принятия решения. В качестве основания в нашем случае выступит Раздел Х ТК РФ, а в обоснование можно привести действительную причину (например, увольнение предыдущего ответственного). Только так распоряжение директора будет обладать должной юридической силой.

Форма документа

В настоящий момент любой распорядительный документ может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Приказ о назначении ответственного по охране труда относится к этой категории официальных бумаг и не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию определённые требования. Среди них:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • наличие основания и обоснования;
  • наличие подписей всех упомянутых в тексте лиц;
  • расшифровка всех автографов.

Написать приказ рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём по умолчанию обозначены реквизиты компании. За неимением такового допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 или А5, прописав данные о фирме вручную.

Исполнить текст можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать ответственный за составление приказа сотрудник с учётом мнения руководителя и особенностей документооборота на предприятии. По общему правилу вариант написания текста не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги. На практике предпочтение отдаётся именно печатной форме.

Объясняем, как правильно составить приказ

Для удобства работы с распорядительной бумагой условно разделим её на четыре составных элемента: реквизиты, основание и обоснование, утверждение положений и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом разберёмся с реквизитами. В шапке приказа прописываем полное наименование организации-работодателя со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Этих сведений будет достаточно, так как документ носит внутренний характер. Далее присваиваем распоряжению уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Ниже по документу оставляем ссылку на Раздел Х Трудового кодекса и объясняем реальную причину принятия решение. Далее пишется слово «приказываю» и по пунктам утверждаются следующие положения:

  • возложение ответственности по охране труда на сотрудника;
  • назначение другого сотрудника заместителем ответственного;
  • обозначение конкретных обязанностей сотрудников;
  • ознакомление подчинённых с должностной инструкцией (если таковая имеется);
  • возложение контроля за исполнением приказа. Эти полномочия может взять на себя лично руководитель.

Примерный образец

На этом моменте процесс составления распоряжения подходит к завершению. Своими автографами его должны заверить все упомянутые в нём лица и сам руководитель организации. Как только все подписи встанут на свои места, официальная бумага обретёт должную юридическую силу. С обозначенной в документе даты на сотрудников будет возложена дополнительная ответственность. Приказ подлежит хранению вместе с другой распорядительной документацией согласно утверждённой номенклатуре дел.