Претензия по исполнению условий договора – это документ, с которым один участник договорных правоотношений обращается к другому, содержащий в себе требования относительно исполнения его условий. Речь может пойти о призыве к выполнению условий сделки надлежащим образом, выплате денежных средств. В рамках настоящего материала мы рассмотрим правовую базу по данному вопросу, разберёмся в правилах составления официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Споры по договору
Контрагенты, подписывающие соглашение, принимают на себя определённые обязательства. Конкретные пункты сделки будут зависеть от характера правоотношений, условий, на которых договорились стороны. Гражданский кодекс РФ в своих положениях выделяет множество разновидностей соглашений, среди которых можно выделить:
- договор поставки;
- договор возмездного оказания услуг;
- договор подряда;
- и многие другие.
Каждый из вышеперечисленных договоров будет возлагать на стороны определённые обязательства, а также даровать им соответствующие права. Так, например, по договору подряда одна сторона обязана выполнить по заказу другой определённые работы, а контрагент в свою очередь - их оплатить. Если хотя бы один из участников сделки не исполняет принятые на себя обязательства надлежащим образом, его партнёр получает возможность выступить с претензией, в которой он выдвинет определённые требования.
Судебный порядок
В России существует разветвлённая система судов, позволяющая субъектам гражданского права разрешать возникшие между ними конфликтные ситуации, противоречия. Что касаемо споров между предпринимателями, такие дела подсудны арбитражным судам, рассматриваются по правилам Арбитражного процессуального кодекса. АПК предполагает соблюдение обязательного досудебного порядка, то есть заявитель требований обязан предварительно обратиться с претензией к своему контрагенту.
Таким образом законодатель пытается снизить нагрузку на судебную систему, предлагая партнёрам урегулировать разногласия мирным путём. Срок обработки досудебной претензии составляет тридцать календарных дней. Предполагается, что за это время участник сделки должен провести внутренние проверки на своём предприятии, подсчитать всевозможные риски. Если по результатам проверки будет однозначно определено, что своими действиями компания нарушает условия заключённого договора, требования контрагента удовлетворяются.
Зачастую споры между предпринимателями переходят в суд даже не из-за того, что организация не желает выплачивать денежные средства, а потому что считает себя правой в сложившейся ситуации. Таких нюансов избежать не выйдет, ведь предпринимательское право включает в себя множество различных профильных подотраслей, а субъекты рынка не обязаны иметь в своём штате высококлассных юристов.
Как отправить
Способ отправки претензии партнёру будет играть во всей ситуации крайне важную роль, ведь, если дело дойдёт до суда, председательствующий должен быть уверен, что претензия вообще имела место, ответчик получал её на руки. Для достижения такой цели существует несколько способов.
Первый и самый нераспространённый – это нарочная передача документа из рук в руки представителю компании-партнёра. Низкая популярность данного способа обусловлена тем, что далеко не всегда контрагенты географически располагаются в одном населённом пункте. Более того, распространена практика уклонения от получения претензии. Предполагается, что отправитель должен заранее подготовить два экземпляра претензии, один из которых передаётся контрагенту, а второй заверяется отметкой о принятии фирмой-контрагентом, возвращается заявителю требований.
Второй вариант видится более надёжным, предполагает отправку заказного письма через Почту России. Подтверждением получения выступит возвратившееся отправителю уведомление о вручении. Адресат не будет знать, что находится в письме до тех пор, пока не получит его на руки, не откроет. При обращении в арбитражный суд копия почтового уведомления будет являться ключевым документом.
Инструкция по формированию претензии
Претензия как досудебный документ выполняется практически по тем же правилам, что и исковое заявление. Так, в шапке нам потребуется отметить, кому она подаётся, от кого, в основном блоке – суть претензии, а в завершающей части – выдвинуть требования.
Итак, начинаем работу с заполнения шапки. В правом верхнем углу листа бумаги мы укажем информацию о сторонах договора. Для юридических лиц потребуется обозначить их полные наименования, организационно-правовые формы, ФИО и должности руководителей, юридические адреса. Что касаемо индивидуальных предпринимателей, указываем их ФИО, места постановки на учёт в налоговом органе, ИНН, ОГРН. В обязательном порядке оставляем средства для обратной связи: номер сотового телефона, адрес электронной почты, факс.
Следующим шагом приступаем к мотивировке своих требований. Ссылаемся на заключённый между сторонами договор с разъяснением его условий и характера правоотношений. Далее мы отметим, что адресат претензии не исполняет взятые на себя обязательства или делает это ненадлежащим образом, чем и ущемляет права заявителя требований.
В завершение документа обращаемся к руководителю компании-контрагента или индивидуальному предпринимателю лично, требуем начать исполнять обязательства должным образом, выплатить неустойку или расторгнуть заключённый договор. Здесь всё индивидуально, зависит от ситуации, мнения контрагентов.
Примерный образец