Претензия по устранению недостатков – это документ, в котором один участник правоотношений предъявляет требования к другому. В рамках настоящего материала мы расскажем, как правильно сформировать официальную бумагу, рассмотрим практику устранения недостатков по договорным обязательствам.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Договорные правоотношения
Категория недостатков используются в правоотношениях по оказанию услуг и выполнению работ. Речь идёт о соответствующих разновидностях договоров, предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ. Одно лицо заключает соглашение с другим, по условиям договора контрагенты обязаны выполнить определённые условия. Так, заказчик оплачивает работу или услугу, а исполнитель или подрядчик – выполняет.
Сторонами соглашения могут выступить как физические, так и юридические лица. Это довольно важный аспект, так как правовая регламентация будет несколько разниться от субъектного состава соглашения. Речь идёт о действии Закона «О защите прав потребителей». Так, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо оказывает услуги населению, к таким правоотношениям применяются нормы потребительского закона. Предполагается, что такие услуги должны отвечать категории надлежащего качества, то есть соответствовать не только ожиданиям заказчика, но и установленным государственным стандартам.
Недостатки по договору подряда
Недостатки по договору подряда могут быть обнаружены заказчиком как во время приёмки выполненных работ, так и уже после. До обусловленного соглашением срока выступить с подобной претензией не получится, так как контрагент ещё фактически не завершил свою деятельность на объекте.
В тех случаях, когда дефекты обнаруживаются при приёмке, их полный перечень записывается в соответствующий документ – акт о выявленных недостатках при приёмке. О порядке и правилах его составления мы рассказали в другом нашем материале, опубликованном на сайте. Претензия в таком случае является факультативным документом, так как подрядчик в любом случае будет обязан всё исправить и доделать. Направляя претензию, заказчик демонстрирует всю серьёзность своих намерений по обращению в суд.
Если недостатки выявились уже после приёмки, здесь всё будет зависеть от срока гарантии подрядчика. Некоторые организации не предоставляют таковой вовсе. В таком случае придётся руководствоваться категорией «разумности срока». Важно будет определить временной промежуток с момента сдачи работы и до появления дефектов. Конкретных значений привести нельзя, так как в каждом случае временные рамки сугубо индивидуальны.
Недостатки по договору оказания услуг
Недостатки по договору оказания услуг в отличие от подряда могут быть выявлены ещё на этапе исполнения. Дело в том, что большинство подобных соглашений заключается на длительные периоды времени, в течение которых исполнитель обязан надлежащим образом выполнять взятые на себя обязательства. Сюда можно отнести регулярную уборку территории, мобильную связь, интернет, телевидение и многое-многое другое.
Если заказчик заметил, что исполнитель выполняет свою задачу с недостатками, он имеет полное право обратиться к нему с претензией, затребовать их устранения. В случае возникновения такой ситуации между потребителем и организацией срок обработки претензии составит всего 10 календарных дней.
Обращение в суд
Претензия в некоторых случаях является обязательным документом, без которого лицо в дальнейшем не сможет обратиться в суд с исковым заявлением. Что касаемо договора подряда или оказания услуг, в том числе и в рамках потребительского закона, то здесь такое правило не работает. Исключением является лишь договор между субъектами предпринимательского права. Споры с участием юрлиц и ИП будут рассматриваться арбитражными судами по правилам Арбитражного процессуального кодекса, который как раз-таки и выделяет стадию досудебного урегулирования в качестве обязательной.
Как бы то ни было, мы бы всегда рекомендовали начинать процедуру разбирательства именно с претензии, ведь таким образом мы сможем сохранить время, деньги, а также доверительные отношения с партнёром.
Инструкция по составлению претензии
Претензия по устранению недостатков формируется с её шапки. В верхней части листа бумаги мы пропишем сведения о лицах, являющихся сторонами по договору. Для организаций набор информации будет выглядеть следующим образом:
- полные наименования компаний с указанием на их организационно-правовые формы (ОАО, ПАО, ИП);
- ФИО и должности руководителей;
- юридические адреса.
Для физического лица потребуется обозначить его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Заявитель в обязательном порядке должен оставить средства связи с ним. Это может быть адрес для почтовой корреспонденции, адрес электронной почты, номер сотового телефона или факса.
Ниже по документу мы приступаем к оформлению основного содержательного блока документа. Ссылаемся на заключённое между сторонами соглашение, по условиям которого один контрагент обязался выполнить определённую работу или оказать услугу, а другой в свою очередь - оплатить данное мероприятие. Далее мы отметим, что был обнаружен ряд недостатков, свидетельствующий о ненадлежащем исполнении условий сделки.
Следующим шагом обращаемся к представителю получающей стороны, требуем исправить недостатки в кратчайшие сроки, и, при необходимости, выплатить неустойку за нарушение условий соглашения. Заверяем документ автографом, передаём на рассмотрение. Лучший способ передачи по нашему мнению – отправка заказного письма с уведомлением о вручении посредством услуг Почты России.
Примерный образец