Претензия о недопоставке товара – это документ из сферы взаимодействия предприятий друг с другом, в котором представитель покупателя обращается с требованиями к представителю поставщика. Сегодня мы рассмотрим данные отношения с точки зрения действующего законодательства, а также расскажем, на что может рассчитывать покупатель, как правильно составить официальную бумагу, какие могут быть последствия.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Поставка товара
Поставка товара осуществляется в рамках заключенного между сторонами договора поставки. Это отдельная разновидность соглашений, предусмотренная нормами Гражданского кодекса РФ. Предполагается, что оба участника сделки являются субъектами предпринимательской деятельности, то есть реализуют условия договора в коммерческих целях.
По условиям договора поставщик обязуется поставить покупателю товар в определённом количестве и качестве, а тот в свою очередь – его принять. В подобных правоотношениях могут появиться и иные лица: транспортная компания, страховая организация.
Недопоставка
Выходы из ситуации, когда поставщик недопоставил товар, предлагает третья глава части второй Гражданского кодекса. Так, покупатель вправе выступить к поставщику с претензией, потребовать следующее:
- согласиться принять товар в таком количестве, соразмерно снизив цену партии;
- отказаться принять товар, возвратив полученный, получить уплаченные денежные средства назад;
- договориться о допоставке товара в следующей партии.
То, какой вариант выбрать, решает именно покупатель. Поставщик в свою очередь может согласиться на предложенные контрагентом условия либо отказаться. В силу того, что недостача стала следствием ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком, ответственность за всю ситуацию лежит именно на нём.
Разрешение спора
Претензия представляет собой документ, имеющий своей целью решить конфликтную ситуацию мирным путём. Как правило, именно на этом этапе спор себя исчерпывает, так как стороны умудряются найти компромисс, однако практика знает и обратные ситуации. Если поставщик откажется признавать свою вину, осуществлять допоставку или соглашаться на иные условия покупателя, тот в свою очередь сможет обратиться в орган правосудия. Споры, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, подведомственны арбитражным судам. О том, как правильно составить исковое заявление к поставщику, мы рассказали в другом нашем тексте, опубликованном на сайте.
У контрагента будет тридцать календарных дней на подготовку ответа и удовлетворение требований в добровольном порядке. Пропуск срока будет означать зелёный свет для подачи иска в суд.
Регистрация претензии
Грамотно составить претензию, изложив в ней все фактические обстоятельства и требования, — это лишь половина всей задачи. Отправка документа контрагенту также имеет решающее значение для успешности всей процедуры. Наша задача сделать так чтобы на руках осталось подтверждение факта отправления официальной бумаги партнёру. Все опытные юристы и представители предпринимательской сферы ведут документооборот с контрагентами посредством услуг Почты России.
Отправив заказное письмо, представитель покупателя получит назад уведомление о его получении адресатом. Именно данное уведомление и послужит доказательством обращения с претензией при подаче иска в суд.
Форма документа
Форма претензии о недопоставке товара не утверждается ни одним действующим ныне нормативным правовым актом, хотя документ прямо упоминается в ряде законов. Предполагается, что официальную бумагу можно исполнить в свободной форме, руководствуясь общими правилами делового документооборота. По своей структуре претензия крайне схожа с исковым заявлением, ведь фактически они имеют один и тот же смысл: предъявление требований субъекту гражданских правоотношений с разъяснением фактических обстоятельств дела.
Содержание документа можно исполнить как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Претензию принято оформлять на чистом листе бумаги формата А4.
Рассказываем, как правильно составить претензию
Претензия по своему юридическому значению представляет собой обращение к контрагенту. Поэтому в шапке потребуется обозначить, кому она направляется, от кого. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем полное наименование компании-поставщика, ФИО и должность её руководителя, юридический адрес, а также идентичный набор сведений о себе и своей фирме, интересы которой вы представляете.
Ниже по документу начинаем разъяснять суть обращения. Ссылаемся на заключённый между сторонами договор поставки, получение партии товара, факт обнаруженной недостачи. Потребуется привести полный список предметов, который должен был быть поставлен, сравнить его с фактическим количеством поставленного товара.
Следующим шагом обращаемся к руководству фирмы-поставщика, выдвигаем ему свои требования. В качестве дополнительного требования можно взыскать с контрагента неполученную прибыль, если недопоставка стала её причиной. Например, в результате ненадлежащего исполнения условий договора поставщиком вы не смогли реализовать продукцию в нужном количестве, сработали себе в убыток. В таком случае потребуется подготовить подробный расчёт с указанием точных сумм.
В качестве приложений к претензии подкрепляем копии договора поставки, акта приёма-передачи с отметкой о недостаче. Заверяем официальную бумагу автографом доверенного представителя компании, отправляем контрагенту на рассмотрение.
Примерный образец