Претензия на возмещение материального вреда – это официальная бумага, с которой представитель пострадавший стороны обращается к виновной с требованием по выплате определённой денежной суммы. Сегодня мы рассмотрим основания ответственности по возмещению материального вреда, расскажем, как правильно сформировать претензию и предъявить на рассмотрение представителям виновной стороны.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Материальный вред
Под материальным вредом понимается ущерб имуществу гражданина или юридического лица, нанесённый иным субъектом права. Правовая основа данного вопроса содержится в статье 1064 Гражданского кодекса РФ. Так, виновная сторона обязана компенсировать все убытки, связанные с ремонтом или приобретением нового предмета взамен старого, в полном объёме. Точные денежные суммы можно определить исходя из анализа актуальных рыночных цен на ремонт и товары. В отдельных случаях может потребоваться проведение экспертизы, однако, если вторая сторона не будет возражать относительно суммы, без экспертизы можно и обойтись.
Материальный вред может быть нанесён практически любому предмету материального мира. В качестве самых распространённых ситуаций можно привести автомобильные аварии, бой бытовой техники, особенно сотовых телефонов, порчу одежды и так далее.
К кому обращаться
Часто складываются ситуации, в которых представитель пострадавшей стороны не знает, к кому обратиться с подобной претензией. Такие случаи происходят тогда, когда сфера ответственности подроблена между несколькими лицами. Например, если гражданин в результате поломки эскалатора в торговом центре разбил свой сотовый телефон, подавать претензию нужно на имя руководителя компании, которой как раз и принадлежит этот торговый центр. Здесь возникают вопросы относительно аренды, субаренды. Как бы то ни было, в этом вопросе самое главное – это начать разбирательство. Даже если в первом случае вы не угадаете с адресатом претензии, в дальнейшем обнаружить ответственное лицо будет значительно проще.
Порой лица, которые по закону должны нести ответственность, сами об этом не знают, вследствие чего отказывают в удовлетворении, казалось бы, вполне себе законных требований. Для однозначного определения сферы ответственности придётся погрузиться в нормы отраслевого законодательства.
Претензионный порядок
Если вред нанесён имуществу физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, вопросы разрешения споров будут регулироваться нормами Гражданского и Гражданского процессуального кодексов РФ. По множеству разновидностей споров обязательно соблюдение претензионного порядка, однако в нашем случае вопрос о необходимости обращения с претензией разрешает представитель пострадавшей стороны. Таким образом в теории можно сразу же подать исковое заявление в орган правосудия, перевести спор в судебную плоскость, однако в этом нет никакой необходимости. Мы бы порекомендовали в любом случае сначала попытаться решить вопрос мирно. Если вторая сторона пойдёт заявителю требований навстречу, удовлетворит запрос, вред будет компенсирован в кратчайшие сроки, ситуация исчерпает себя.
Общий срок ожидания ответа на претензию перед обращением в суд составляет тридцать календарных дней. Предполагается, что за это время потенциальный ответчик изучит запрос, проанализирует его на момент соответствия нормам законодательства, подготовит мотивированный ответ.
Форма документа
Форма претензии на возмещение материального вреда является свободной, так как ни один нормативный правовой акт не утверждает никаких общеобязательных унифицированных бланков. При формировании документа гражданину придется руководствоваться лишь общими правилами делового документооборота, делового этикета. Речь идёт о соблюдении правил русского языка (пунктуация и орфография), выдержке нейтрального стиля языка.
Написать текст претензии можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Сама официальная бумага исполняется на формате А4.
Инструкция по составлению претензии
Начинаем процедуру формирования претензии с заполнения шапки, в которой потребуется отметить, кому и от кого она подаётся. В правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем полное наименование получающей стороны и отправителя. Если речь идёт о юридическом лице, указываем полное наименование компании со ссылкой на организационно-правовую форму, ФИО и должность руководителя, юридический адрес. В тех случаях, когда стороной спора выступает физическое лицо, обозначим его ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Как правило, заявителю требований заблаговременно неизвестны персональные данные виновника, однако можно обойтись одними лишь ФИО.
Ниже по документу разъясняем сложившуюся ситуацию, каким образом и какому именно имущество был нанесён вред. Каждая отдельно взятая ситуация, складывающаяся на практике, видится уникальной, вследствие чего невозможно подобрать уникального алгоритма по составлению основного блока претензии. Мы рекомендуем обозначить, когда и где имел место инцидент (хотя бы примерные дату, время и место), какой предмет материального мира пострадал, при каких обстоятельствах, какова его актуальная рыночная цена и так далее.
Следующим шагом обращаемся к представителю получающей стороны, требуем выплатить вам денежную сумму в качестве возмещения материального вреда. Деньги могут пойти на ремонт поврежденного предмета или приобретение нового. Здесь всё будет зависеть от масштабов поломки и договоренностей между сторонами.
Примерный образец