Объяснительная записка об утере имущества – это документ, в котором материально ответственный за имущество предприятия сотрудник сообщает, что ценности были утрачены. Сегодня мы разберемся, зачем нужна подобная записка, какие могут быть последствия для работника, как правильно сформировать официальную бумагу.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Подотчетное имущество
Имущество предприятия, которым сотрудники пользуются в рамках своей трудовой деятельности, выдаётся им в подотчёт. Это могут быть фактически любые предметы, начиная от инструментов и заканчивая сложными техническими устройствами. Такие ценности выдаются подчинённым под их полную материальную ответственность, должны использоваться бережно, возвращаться при увольнении либо по требованию работодателя. Если с предметами что-то случится в ходе их эксплуатации, работнику придётся возмещать убытки из своего кармана.
Следует понимать, что возмещение утраченного подотчётного имущества имеет место лишь в тех случаях, если его утрата не связана с хищением. Кража – это уголовно наказуемое деяние, преследуемое по закону. Речь идёт о 158 статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Если выяснится, что имущество предприятия у работника было похищено, следует незамедлительно подавать заявление в полицию. Чем скорее сотрудники органов внутренних дел примутся за работу, тем больше вероятность, что злоумышленник будет найден, а сами ценности – возвращены.
Объяснительная записка
Объяснительная записка пишется сотрудниками в качестве ответной реакции на поступивший от работодателя запрос, однако не во всех случаях. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности только при условии взятии с него объяснений по факту сложившейся ситуации. В противном случае применение санкции можно назвать незаконным.
На подготовку объяснительной у работника будет два дня. Если за это время бумага так не и не окажется на столе директора, кадровик составит акт об отказе предоставить объяснения, который и станет одним из оснований для вынесения советующего приказа.
Работник, заметивший, что пропало казенное имущество, имеет возможность не дожидаться, пока это заметит работодатель, сообщить о пропаже самостоятельно. По идее, именно так он и должен поступить, ведь таким образом повышается вероятность разыскать пропажу. Более того, если факт утраты вскроется значительно позже того момента, когда работник фактически её обнаружил, работодатель сможет заявить о хищении имущества компании в полицию, а это уже уголовное дело.
Форма документа
Форма объяснительной записки об утере имущества является свободной, так как ни один действующий ныне правовой документ не содержит в себе общеобязательных унифицированных бланков. Предполагается, что работник должен исполнить объяснительную самостоятельно и в произвольном виде. Безусловно, все деловые бумаги формируются примерно по одной и той же схеме, состоят из шапки, основного блока и реквизитов. Наша записка не является исключением из общего правила.
Напоминаем, что Трудовой кодекс РФ позволяет организациям разрабатывать собственные локальные акты, более детально регулирующие условия труда. В одном из таких актов компания может закрепить шаблон для служебной и объяснительной записок. Если в вашей компании уже существуют бланки, не нужно изобретать велосипед.
Как бы то ни было, встретить на практике фирменный бланк для служебной записки – это большая редкость, а значит, в большинстве случаев придётся брать ситуацию в свои руки. Написать текст объяснительной мы можем как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе применяются на практике. Как показывает практика, работники обычно исполняют объяснительные именно от руки.
Рассказываем, как составить объяснительную
Объяснительную записку об утере имущества мы начнем составлять с заполнения её шапки. В правом верхнем углу листа бумаги укажем ФИО сотрудника, которому и подаётся объяснительная, занимаемую им должность на предприятии. Затем здесь же, сделав отступ, обозначим ФИО работника-заявителя, его должность в компании. Прописывать более подробную информацию о сторонах трудового договора нет необходимости, ведь официальная бумага носит строго внутренний характер.
Ниже по документу утверждаем, что вверенное нам в подотчёт имущество было утеряно. Далее по тексту разъясняем, когда вы заметили пропажу, про каких обстоятельствах предметы потерялись, когда и где. Здесь самое главное – это понять, может ли имущество всё еще находиться на территории предприятия. Если же нет, без полиции дело разрешить едва ли получится.
Следующим шагом мы подписываемся по вышеизложенным, ставим дату оформления объяснительной записки. Теперь, когда официальная бумага полностью сформирована, нам остаётся лишь передать её на стол директора. Как только ситуация станет более-менее ясной, директор решит, как же из неё выходить. Если будет доказано, что работник утратил имущество по причине своей невнимательности, придётся компенсировать убытки из заработной платы. Продолжительность удержания будет зависеть от стоимости утраченного предмета, а значит, есть вероятность, что придётся терять в заработке больше одного месяца к ряду.
Примерный образец