Коллективная жалоба в прокуратуру – это документ, с которым в государственный надзорный орган может обратиться группа граждан, желающих сообщить о том или ином выявленном ими правонарушении. В рамках настоящего материала мы рассмотрим компетенцию прокуратуры как надзорного органа, разберёмся в отличиях коллективного обращения от индивидуального, расскажем, как правильно сформировать официальную бумагу и предъявить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Прокуратура как орган
Прокуратура как государственный орган не относится ни к одной из трёх ветвей власти в нашей стране. Об этом нам говорит Конституция Российской Федерации. Прокуратуру часто именуют четвёртой ветвью власти, однако это остаётся лишь на уровне правоведческих исследований учёных-юристов. По факту же прокуратура является государственным надзорным органом, следящим за соблюдением законодательства во всех сферах права: здравоохранение, ЖКХ, медицина и так далее.
Основная настольная книга прокурорского работника – ФЗ «О прокуратуре». Этот документ не только определяет общие положения о работе прокуратуры как органа, но также регулирует отдельные аспекты. В частности, предъявляются требования к кандидатуре на должность прокурора, устанавливается сама возможность обратиться в орган с жалобой.
Заявить жалобу в прокуратуру может любой гражданин, достигший совершеннолетия. Отдельно отметим, что прокуратура не станет рассматривать анонимные обращения, как и любой другой орган власти. Сообщить о нарушении, не раскрывая при этом свою личность нарушителю, вы выйдет. Гласность – один из принципов работы любого госоргана.
Обращение с жалобой
Как мы уже упоминали выше, прокуратура вправе осуществлять надзор в любой сфере законодательства. Более того, субъектом проверки может выступить как частная организация, так и государственный орган. Таким образом все категории жалоб в прокуратуру можно разделить на несколько категорий.
Жалоба на госорган или должностное лицо чаще всего заявляется в случае бездействия представителя государственного ведомства. Если госучреждение не ответило на ваш запрос вовсе или выдало шаблонную отписку, смело обращаемся в прокуратуру. Превышение должностных полномочий также относится к общему перечню проступков должностных лиц.
Жалоба на частную компанию обычно затрагивает сферу услуг ЖКХ. Различного рода ТСЖ, управляющие компании, поставщики ресурсов представляют собой частные организации, юридические лица, не относящиеся к государству.
Жалоба на нижестоящего прокурора вышестоящему также имеет место на практике. Например, если районная прокуратура вам не ответила или не смогла решить проблему, заявляем жалобу уже в городскую прокуратуру, затем в областную и так вплоть до генеральной. Как только все инстанции будут исчерпаны, появится возможность обжаловать решение должностного лица в судебном порядке.
Коллективное обращение
Коллективное обращение имеет некоторые преимущества перед индивидуальным. С точки зрения закона порядок их рассмотрения никоим образом не изменится, тем не менее на практике коллективным жалобам уделяют значительно больше внимания. Если оставить большое количество граждан без ответа на вопрос, который заставил их объединиться и обратиться в орган с письменным обращением, может подняться серьёзная шумиха. Государственные органы крайне не любят дополнительного внимания к себе, в связи с чем всячески стараются его избегать. Чем больше граждан подпишется под жалобой, тем больший резонанс она вызовет в прокурорском управлении.
Из коллектива инициативных граждан необходимо выделить представителя, который будет представлять лицо группы. Именно этот человек и будет вести диалог с представителями прокуратуры, отвечать на их вопросы, уведомлять своих соратников о ходе проверочных мероприятий.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба в прокуратуру формируется в свободной форме, так как ни ФЗ «О прокуратуре», ни 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» не предлагают к использованию унифицированных бланков шаблонов. Так, документ будет состоять из шапки, основного структурного блока и обращения к прокурору.
В шапке мы прописываем полное наименование прокуратуры, в которую обращаемся, ФИО прокурора и его должность, а также юридический адрес конкретного управления. Затем здесь же укажем наименование коллектива граждан, выступающих с жалобой, отдельно выделив его представителя. Для представителя обозначим ФИО, серию и номер паспорта, место прописки. Не забываем оставить контактный номер сотового телефона и/или адрес электронной почты для поддержания обратной связи.
Следующим шагом разъясняем суть проблемного вопроса. В подробностях описываем, с какими конкретно нарушениями столкнулись гражданами, с чьей стороны они исходят. Если предварительно вы уже обращались в другой госорган или частную фирму с претензией либо жалобой, однако ваш вопрос так и не смогли решить, отмечаем этот факт, прикладываем ксерокопию деловой переписки. Все доказательственные материалы, свидетельствующие о нарушении, также оформляем в качестве приложений.
Ниже по документу мы обращаемся к прокурору, просим провести прокурорскую проверку по факту нарушения прав граждан. В завершение работы с официальной бумагой каждый член коллектива должен заверить её своим автографом, оставить свои паспортные данные. Передаём жалобу на рассмотрение нарочным способом либо направляем заказным письмом по почте.
Примерный образец