Исковое заявление о соразмерном уменьшении покупной цены – это судебный процессуальный документ, призванный отстоять нарушенные права потребителя. В рамках сегодняшнего текста мы разберёмся в правовой основе данного вопроса, расскажем о судебных рисках потребительских споров, а также приведём инструкцию по составлению официальной бумаги.

Потребительские споры

Соразмерное уменьшение покупной цены – это один из видов восстановления равновесия в правоотношениях между покупателем и продавцом (производителем). Если приобретённый товар не соответствует условиям договора или предоставленной информации о нём, потребитель получит право обратиться к контрагенту за разрешением данного вопроса. Так, можно потребовать соразмерное уменьшение покупной цены, то есть скидку, полностью отказаться от приобретения товара, возвратив всю ранее уплаченную денежную сумму, а также попросить заменить объект на аналогичный.

Все эти возможности прямо перечислены в положениях Закона «О защите прав потребителей». Законодатель понимает, что гражданин находится в заведомо слабом положении по отношению к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, следовательно, пытается их уравнять.

Порядок действий

Итак, получив на руки товар, не соответствующий ожиданиям о нём, потребитель должен в первую очередь обратиться к продавцу с соответствующей претензией. Формируем документ, указываем в нём, что на руки был фактически получен не тот объект, который являлся предметом договора. Перечисляем по пунктам все выявленные недостатки и расхождения. Будет лучше провести экспертизу чтобы однозначно оценить разницу в стоимости.

Полностью составленную официальную бумагу отправляем контрагенту по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Так у нас на руках останется подтверждение, что вторая сторона в действительности получала требование. Это пригодится нам в том случае, если дело дойдёт до суда.

Претензия

Продавец, получивший претензию, должен в течение 10 дней на неё отреагировать, однако порядок удовлетворения является добровольным. Если контрагент посчитает, что никаких оснований для уменьшения покупной цены нет, соответственно, потребитель получит отказ. Полное игнорирование обращения гражданина приведёт к нарушению норм потребительского закона, начислению неустойки за каждый день пропуска срока. Здесь применяется следующая формула: один процент от цены договора за каждый день просрочки.

Подсудность и госпошлина

Если ответа на претензию так и не поступило или ответ продавца не устроил покупателя, можно переходить к стадии обращения в суд. Перед тем, как составлять исковое заявление, потребуется разрешить вопрос с подсудностью и уплатой государственной пошлины. В этом нам помогут положения Налогового, Гражданского процессуального кодексов, а также Закона «О защите прав потребителей».

Действующее в настоящий момент законодательство позволяет потребителю самостоятельно выбрать, в какой именно орган правосудия обратиться. На выбор ему доступны следующие варианты:

  • суд по месту прописки истца;
  • суд по месту регистрации ответчика;
  • суд по месту заключения договора.

Это касается исключительно горизонтальной подсудности. Выбор между мировым судьей и районным (городским) судом делается исходя из заявленной цены иска, то есть совокупного размера исковых требований. Если он превышает 50 000 рублей, обращаемся в районный суд, а если нет, то к мировому судье.

Что касаемо госпошлины, то потребитель вовсе освобождён от её уплаты. Денежные средства по итогу в любом случае должны поступить на счёт органа правосудия, они будут взысканы с проигравшей по делу стороны.

Моральный вред

Требование о компенсации причинённого морального вреда заявляется практически в каждом потребительском иске, однако для его удовлетворения придётся доказать суду, что истец в действительности испытал психические страдания, нервный стресс. Обычно это удаётся сделать, если покупка имеет для приобретателя больше духовную ценность, чем материальную. Речь может идти о подарке к знаменательной дате или чём-то таком.

Также на моральный вред можно рассчитывать в случае грубого нарушения правил деловой этики со стороны контрагента. Хамское отношение, игнорирование и прочие проявления неуважения станут основаниями для заявления требования о компенсации морального вреда.

Рассказываем, как правильно составить иск

Составляя исковое заявление, обратим внимание на его преамбулу. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем, в какой именно орган правосудия подаётся иск, кто является сторонами по делу. Указываем ФИО истца, серию и номер его паспорта, место прописки, дату и место рождения. В качестве сведений об ответчике обозначаем полное наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес.

Ниже по документу переходим к формированию описательно-мотивировочной части иска. Ссылаемся на заключённый между сторонами договор розничной купли продажи (дата подписания и номер), указываем, какой именно предмет был приобретён. Следующим шагом отмечаем разницу между заявленными характеристиками товара и тем, что по итогу было получено. Затем освещаем ситуацию с направлением претензии, получением ответа.

Далее подводим мысль к выдвижению исковых требований, ссылаемся на соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса, просим суд соразмерно уменьшить покупную цену, взыскать неустойку, а также штраф в размере 50 процентов от удовлетворённой судом суммы.

Примерный образец