Характеристика на продавца – это документ, который должен отражать действительные личностные и профессиональные качества сотрудника предприятия, занимающего должность продавца. В нашей статье мы подробно рассмотрим особенности написания официальной бумаги, поводы для её составления.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Когда может понадобится
Первым делом следует отметить, что все характеристики можно условно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Под первыми понимают ответ на запрос, сделанный одним из руководителей компании. Это может быть генеральный директор, начальник структурного подразделения, главбух для решения каких-то вопросов по личному составу (перевод, повышение, сокращение, применение дисциплинарное взыскания, служебное расследование).
Внешняя характеристика всегда запрашивается представителями второй стороны. В случае с продавцом это могут быть: сотрудники полиции, представители Роспотребнадзора, руководитель компании-конкурента для предложения работы. Как бы то ни было, характеристика должна максимально объективно отражать как личностные, так и профессиональные качества сотрудника.
Содержание характеристики
Характеристику всегда должен писать человек, непосредственно взаимодействующий с продавцом на работе. В идеале это будет непосредственный начальник сотрудника, однако на практике задача зачастую поручается работникам кадровой службы, так как работы с личными документами подчинённых входит в их прямые обязанности. Отметим, что такой подход является в корне не верным, ведь далеко не всегда кадровик лично знаком с продавцом.
Официальная бумага должна показать, что представляет собой продавец: отличительные черты, достижения на рабочем месте (перевыполнил план), возможность к обучению, старательность, пунктуальность, открытость. Также не лишним будет отметить навыки работы в продажах. Далеко не каждый сотрудник сможет убедить покупателя приобрести тот или иной товар. Для этого нужен соответствующий навык, который вырабатывается в ходе практики.
Значение официальной бумаги
Значение характеристики тяжело переоценить, ведь от неё во многом будет зависеть будущее продавца. Речь может идти о повышении по карьерной лестнице, переводе на работу к другому работодателю или отбывании наказания за совершение уголовного преступления. Зачастую именно характеризующий материал будет являться тем фактором, который подтолкнет уполномоченное лицо к принятию конкретного решения. Именно поэтому данные, изложенные на бумаге, должны максимально отражать действительность.
Правила составления
Характеристика относится к официальным бумагам, участвующим как во внутреннем, так и во внешнем документообороте, следовательно, к их содержанию предъявляются определённые требования, продиктованные по большей части принципами деловой этики. Речь идёт, как правило, о следующих моментах:
- необходимо придерживаться делового, строгого стиля языка, нейтрального тона повествования;
- нельзя использовать оскорбления, ругательства, бытовые речевые обороты, нецензурную брань, фамильярство, даже если работодатель не питает к своему продавцу тёплых чувств;
- указание даты и места составление характеристики;
- объективное отражение качеств работника;
- обозначение, для кого составлена официальная бумага.
Форма документа
Характеристика наравне с другими формами документов (акт, приказ, жалоба) является официальной бумагой, следовательно, к её форме и содержанию предъявляются определённые требования. Если с содержанием мы уже разобрались, то к форме ещё не подходили. Органы государственной власти в настоящий момент времени позволяют составлять все без исключения характеристики в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков, что значительно упрощает работу как сотрудникам правоохранительных органов, так и представителям частных организаций.
Характеристика с места работы обычно пишется на фирменном бланке организации-работодателя, ведь на нём уже прописаны все данные о ней. Если шаблона не оказалось под рукой, можно использовать чистый лист бумаги формата А4 или А5, прописав сведения о фирме самостоятельно.
Что касаемо изложения текста, то здесь всё стандартно. На выбор предоставляется два способа: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки, и машинописный при помощи компьютерных средств. Если запрашивающее характеристику лицо не указало, в какой форме она должна быть выполнена, составитель вправе решить этот вопрос по своему усмотрению.
Рассказываем, как правильно составить характеристику
Первый шаг – указание реквизитов. Если использован фирменный бланк компании, переходим сразу ко второму шагу. В шапке официальной бумаги прописываем полное наименование фирмы-работодателя, ИНН, ОГРН, фактический адрес и номер телефона для связи. Чуть ниже пишем слово «характеристика», указываем дату и место её составления.
Второй шаг – характеризующий материал о продавце. Обозначаем ФИО продавца, дату, с которой он занимает свою должность. Здесь же отмечаем его личностные и профессиональные качества, успехи на рабочем месте, взаимоотношения с коллегами и руководством. Возможно, отправившее запрос лицо попросит сконцентрироваться на каком-то конкретном аспекте. Например, привлекался ли подчинённый к дисциплинарной или уголовной ответственности за время работы на предприятии. Всё зависит от повода для составления официальной бумаги.
Третий шаг – обозначение адресата. Указываем, по чьему запросу была составлена настоящая характеристика.
Примерный образец
Муркин Тимофей Денисович занимает должность продавца в ООО «Контур» с 02.03.2023. За время работы на предприятии Тимофей Денисович показывает стабильно высокие продажи, ежемесячно перевыполняя план в полтора, а то и в два раза. Коллеги характеризуют его как отзывчивого, общительного, трудолюбивого человека.
Муркин Т. Д. ни разу не привлекался к дисциплинарной ответственности, не вступал в конфликты с коллегами, руководством фирмы.
Настоящая характеристика составлена для генерального директора ООО «Контур».
На этом моменте характеристику на продавца можно считать полностью составленной. Можно переходить к последнему, четвёртому, шагу. Подписываем документ, отправляем по назначению.