График сменности – это документ, являющийся обязательным для функционирования предприятия в режиме сменной работы. В материале мы подробно рассмотрим, что представляет такой формат работы, а также порядок и правила составления соответствующего графика.

Файлы для скачивания:

Сменная работа

Граждане, когда произносят слово «смена», зачастую не понимают его значения. Так, сменой именуется любая двенадцатичасовая работа. Это в корне неверно с точки зрения законодательства. Трудовой кодекс РФ в статье 103 под сменной работой понимает беспрерывное функционирование предприятия, то есть круглосуточную активность. Такой формат устанавливается в связи с особенностями производства в целях повышения показателей без ущерба для сотрудников. Работа может осуществляться в две, три или четыре смены.

Следует отметить, что работа в течение двух смен подряд и более запрещается законом.

График сменности

Закон о труде обязывает работодателя заблаговременно разработать график сменности, ознакомить всех сотрудников с его содержанием. Более того, если на предприятии постоянно функционирует профсоюзный орган, официальная бумага утверждается с учётом его мнения. В противном случае документ может быть признан незаконным.

График сменности по своей юридической природе является локальным нормативным актом работодателя. Статья 8 кодекса оставляет за администрацией компании право разрабатывать и утверждать таковые в целях более подробной регламентации правовых отношений без причинения ущерба правам работников.

Документ представляет собой таблицу, в которой смены распределяются между сотрудниками. Именно на его основании и будет функционировать фирма. Срок действия данного нормативного акта определяет руководство организации. Обычно он составляется на квартал, а после уже необходимо будет разработать новый.

Ознакомление

Как уже было упомянуто ранее, все сотрудники, упомянутые в графике, должны быть ознакомлены с его содержанием. Для этой процедуры установлен свой срок – 30 календарных дней до вступления документа в силу. Обычно доведением информации до сведения подчинённых занимается специалист кадрового отдела, так как работа с личным составом входит в его должностные обязанности. Кадровику придётся лично побеседовать с каждым сменным работником.

Практика выработала два способа ознакомления:

  • путём личного прочтения. То есть график сменности передаётся подчинённому, он его прочитывает, расписывается за ознакомление. Процедура является стандартной, не вызывает дополнительных затруднений;
  • путём зачитывания текста вслух. Применяется тогда, когда личное прочтение является невозможным либо нецелесообразным. Например, работников могут собрать в большом помещении и проговорить текст через мегафон.

Отказ от ознакомления

Многие ошибочно полагают, что, отказавшись от ознакомления с графиком, они смогут оттянуть момент его вступления в силу. Отметим, что это не так. Опытный кадровик должен быть знаком с алгоритмом действий, которые необходимо предпринять в данной ситуации. Так, на месте формируется комиссия, ответственное лицо подзывает ещё двух коллег. Все они оставляют свои автографы на бумаге, тем самым утверждая факт отказа от ознакомления. Такое поведение работника может послужить основанием для применения дисциплинарного взыскания.

Если по каким-то причинам сотруднику показалось, что график сменности противоречит действующему законодательству, ущемляет его трудовые права, следует обращаться в трудовую инспекцию, прокуратуру или профсоюзный орган, если таковой имеется при организации.

Форма документа

С недавнего времени законодательство по части внутренней документации предприятий существенно изменилось. По состоянию на сегодняшний день все ранее обязательные унифицированные бланки носят исключительно рекомендательный характер. Это означает, что сформировать график можно самостоятельно при помощи компьютера и соответствующих офисных программ. Заниматься этой работой должен кадровик или иной специалист.

На практике график сменности выполняется в печатном варианте, вывешивается на доступном для работников месте. Например, стенд в столовой или коридоре. Как бы то ни было, он должен быть всегда на виду, чтобы не возникло путаницы.

Рассказываем, как сформировать график

Первым делом мы отметим, для какой организации сформирован график. Для этого пропишем её полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму в шапке. Далее обозначаем, на какой промежуток времени устанавливаются правила сменности.

Ниже по документу берёт своё начало основной блок, в котором и будут распределяться смены. Эта часть всегда выполняется в виде таблицы, в строчках которой проставляется, выходной это день или рабочий.

Под таблицей следует регламентировать порядок сменного режима работы, а именно мы указываем:

  • количество смен (две, три, четыре);
  • продолжительность одной смены;
  • количество работников на каждой смене.

Также в обязательном порядке необходимо будет оставить расшифровку условных обозначений. Например, «В» - выходной, «1» - первая смена, «2» - вторая смена.

Проект графика передаётся на стол руководителя организации для утверждения. Если начальник не обнаружил никаких недочётов, он оставляет свою разрешительную визу. Следующим шагом направляем документ в профсоюзную организацию. Как только будет получен одобрительный ответ, директор сможет издать указ о введении на предприятии сменного режима работы. Порядок и правила составления данного распоряжения мы разобрали в другом нашем материале.

Примерный образец

В самом графике свои подписи должны оставить все сотрудники, в нём упомянутые. Каждый автограф подлежит обязательной расшифровке (фамилия и инициалы).