Акт о списании товаров – это документ, составляемый в случае порчи продукции, вследствие чего её реализация становится невозможной. Процедура всегда сопровождается оформлением официальных бумаг.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Товары
Под товаром в данном случае понимаются различные товарно-материальные ценности, которые были приобретены или изготовлены предприятием с целью дальнейшей их реализации. Сюда можно отнести продукты питания, одежду и прочее. Вне зависимости от категории товара списание происходит по одинаковой процедуре.
Причины списания
Причина списания продукции всегда обусловлена её порчей, потерей качества. Речь может идти об истечении срока годности, возникновении повреждений или физическом уничтожении предмета, вызванном стихийным бедствием или аварией на складе (пожар, затопление). Часто акт о списании составляется после проведённой на складе фирмы инвентаризации. Ответственные сотрудники могут обнаружить испортившуюся продукцию, которую компания не успела реализовать.
Списание
Списание – это бухгалтерская учётная процедура, которая должна производиться исключительно на законных основаниях. Списывая товар, фирма уменьшает свою налогооблагаемую базу, что может вызвать определённые вопросы у налогового органа. В целях соблюдения законности процедура всегда производится коллективно.
Процедура
Первый этап в процедуре списания – это издание приказа руководителя, в соответствии с которым формируется комиссия. Сотрудники должны будут заверить фактическую порчу имущества и констатировать невозможность его реализации. Кадровый состав комиссии выбирает лично директор. Председатель выделяется отдельно. Как правило, на роль председателя назначается лицо, занимающее руководящую должность в компании. Это может быть главбух, начальник структурного подразделения или иной работник.
Ответственное лицо
За имущество компании, хранящееся на складе, отвечает материально ответственное лицо. Сотрудник должен обеспечивать сохранность товара, вести его учёт, участвовать в процедуре приёма-передачи. Материально ответственное лицо также обязано заверить своим автографом акт о списании товара для соблюдения законности мероприятия.
Если члены комиссии выяснят, что порча продукции произошла по вине ответственного лица, сотрудника будут ждать неблагоприятные последствия. Руководитель фирмы вправе привлечь подчинённого к материальной ответственности и применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Отметим, что Трудовой кодекс запрещает удерживать из зарплаты сотрудников более двадцати процентов.
Кто составляет акт
Бремя по составлению акта по общему правилу ложится на председателя сформированной комиссии. Этот работник должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, разбираться в бухгалтерском учёте. Также именно председатель будет отчитываться перед руководителем о проделанной работе.
Количество экземпляров
Законодательство требует составления акта о списании товаров в трёх равных по юридической силе экземплярах:
- первый передаётся в бухгалтерский отдел для осуществления списания;
- второй остаётся в структурном подразделении фирмы;
- третий передаётся материально ответственному лицу.
Форма документа
В настоящий момент органы законодательной власти не предъявляют особых требований к составлению предприятиями учётной документации, не требуют использования общеобязательных унифицированных бланков. До 2013 года компании пользовались формой ТОРГ-16, разработанной и утверждённой Постановлением Госкомстата в 1998 году. Многие фирмы и по сей день продолжают писать акты списания товаров на основе этого бланка. Он крайне удобен для заполнения и привычен к работе сотрудникам.
Заполнить форму можно один из двух стандартных способов: от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки и в печатном виде с помощью компьютерных средств. Этот вопрос решает председатель комиссии с учётом мнения руководства организации. В любом случае способ написания текста ни коим образом не может отразиться на её юридической силе при условии подписания всеми членами комиссии и материально ответственного за товар лица.
Объясняем, как правильно заполнить бланк
Форма ТОРГ-16 состоит из двух страниц, вторая из которых распечатывается и заполняется на оборотной стороне. По своей структуре бланк можно условно разделить на четыре составные части: реквизиты, учётные данные о товаре, сведения о продукции и подписи участников процедуры. Следует уделить должное внимание каждой из них.
Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке документа прописываем полное наименование предприятия со ссылкой на его организационно-правовую форму (ОАО, ООО), структурное подразделение, в котором происходит списание. В табличке справа указываем код фирмы согласно классификатору.
Далее оставляем ссылку на приказ руководителя, в соответствии с которым была сформирована комиссия (дата издания). Затем отмечаем, что используемая форма ТОРГ-16 утверждена соответствующим распоряжением директора.
Ниже по документу присваиваем акту уникальный номер для документооборота и хранения в архиве компании. Как только все реквизиты будут обозначены, можно переходить к заполнению таблицы. Здесь указываем:
- даты поступления и списания товара;
- ссылку на транспортную накладную;
- причины списания.
Переходим ко второй таблице, которая находится на оборотной стороне. Здесь следует обозначить сведения о товаре:
- наименование продукта;
- единица измерения;
- количество;
- масса;
- цена и стоимость.
Под таблицей резюмируем итоговую сумму списания, обозначая число прописью.
На этом процесс составления акта подходит к концу. Осталось лишь заверить официальную бумагу подписями (с расшифровкой) всех без исключения членов комиссии, а также материально ответственного за товар лица. Как только все автографы встанут на свои места, документ обретёт юридическую силу.