Акт возврата оборудования – это документ, в соответствии с которым собственник предмета получает его обратно из временного пользования контрагента. Процедура всегда сопровождается составлением официальных бумаг.

Файлы для скачивания:

Оборудование

Под оборудованием понимаются различные технические приборы, приспособления, используемые организациями в целях осуществления их деятельности. Отдельные виды оборудования в соответствии с Законом могут быть отнесены к основным средствам предприятия. Средство считается основным, если:

  • оно имеет осязаемую физическую форму;
  • его стоимость превышает сорок тысяч рублей;
  • используется в основной деятельности фирмы;
  • срок эксплуатации превышает один год.

Роль акта

По своей юридической природе акт возврата оборудования является приложением к заключённому между контрагентами договору аренды. На основании соглашения одна сторона, именуемая «арендодатель», передаёт, а другая, именуемая «арендатор», принимает оборудование в своё пользование за соответствующую плату. Настоящий документ позволит зафиксировать комплектность возвращаемого оборудования, его техническое состояние.

Подписывая акт, контрагенты отказываются от взаимных претензий. Дальнейшее разбирательство может происходить исключительно в судебном порядке.

Осмотр оборудования

Проводимая надлежащим образом процедура возврата всегда должна сопровождаться осмотром оборудования. Процесс актируется, по итогу составляется отдельный документ – акт осмотра оборудования. В процедуре должны принимать участие представители обеих сторон. Допускается привлечение людей со стороны. Речь идёт о приглашённых специалистах. Эксперт, действуя в рамках договора оказания услуг, выдаст объективное и независимое заключение. Как правило, такая необходимость возникает при работе с технически сложным оборудованием. Акт осмотра также выступит приложением к договору. Если принимающая сторона обнаружит какие-то дефекты или неполадки, арендатор обязан будет возместить убытки или произвести ремонт за свой счёт.

Кто составляет официальную бумагу

Действующее законодательство не указывает на конкретную сторону, в чьи обязанности входит составление акта возврата. По общему правилу это бремя ложится на принимающую сторону, ведь процедура производится в первую очередь в интересах арендодателя. Так контрагент сможет быть уверен, что получит на руки исправное оборудование. Сотрудник должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами для корректного составления акта.

Отметим, что не всегда документ составляет и подписывает один и тот же человек. Право подписи должно подтверждаться соответствующей официальной бумагой: уставом общества или оформленной от имени руководителя фирмы доверенностью. На практике правом подписи обладают начальники структурных подразделений, главные бухгалтеры и заместители директора.

Что отразить в акте

На сегодняшний день не существует единого перечня моментов, которые обязательно должны быть освещены в акте, однако сложившаяся практика выработала примерный список положений, подлежащих отражению. К ним относят:

  • ссылка на заключённый договор аренды (дата подписания, номер);
  • сам факт возврата оборудования арендодателю;
  • полный перечень передаваемых предметов;
  • ссылка на акт осмотра оборудования (если имеет место);
  • обозначение факта отсутствия у сторон взаимных претензий.

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти не предъявляют особых требований к составлению приложений к договорам. Акт возврата оборудования пишется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к содержанию официальной бумаги:

  • деловой стиль языка;
  • наличие ссылок на иные документы (в том числе на договор аренды);
  • подписи уполномоченных лиц;
  • обозначение реквизитов.

Написать акт рекомендуется на фирменном бланке организации, так как на нём по умолчанию обозначены реквизиты компании. Если такового не оказалось в наличии, допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 и прописать сведения о фирме вручную. Достаточно будет лишь указать наименования организаций со ссылкой на их организационно-правовые формы. ИНН, ОГРН, юридический адрес и прочие сведения уже обозначены в договоре.

Исполнить текст можно одним из двух стандартных способов: от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки или в печатном виде с помощью компьютерных средств. Выбор остаётся за составителем. Несмотря на то, что способ изложения ни коим образом не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги, всё же рекомендуется отдать предпочтение именно машинописному варианту. Так документ будет иметь более презентабельный вид.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Первым делом обратим внимание на реквизиты. Ссылаемся на заключённый между сторонами договор аренды (дата заключения и номер). Присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота. Затем указываем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления официальной бумаги.

Ниже по документу оставляем сведения о сторонах соглашения: наименования предприятий, ФИО уполномоченных лиц, ссылки на уполномочивающие документы (устав, доверенность).

Следующим этапом освещаем все важные для сторон моменты, в том числе перечень возвращаемого оборудования, его техническое состояние, комплектность и прочее. Конкретный перечень положений может разниться в зависимости от ситуации. Если передаётся несколько единиц оборудования, можно оформить информационную таблицу.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к концу. Своими автографами (с расшифровкой) официальную бумагу должны заверить представители обеих сторон. Отметим, что документ составляется в двух равных по юридической силе экземплярах, по одному для каждого из контрагентов. Как только все подписи встанут на свои места, акт оберёт юридическую силу и может быть приложен к договору.