Аттестационный лист – это официальная бумага, выступающая приложением к протоколу заседания аттестационной комиссии, в которой отражаются сведения о сдаче экзамена конкретного подчинённого. В материале мы подробно разберём порядок и правила формирования данного документа.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Аттестация
Трудовой кодекс не содержит чёткой регламентации проведения аттестации работников. Все положения, затрагивающие данную процедуру, фиксируются в отдельных ФЗ. Для большинства сотрудников она не является обязательной, однако имеются и исключения: педагоги, врачи, полицейские.
Если речь идёт о коммерческий организации любой организационно-правовой формы, то вопрос о необходимости проведения аттестации решает для себя каждая фирма в индивидуальном порядке. Тем не менее Закон о труде выделяет в отдельный пункт основание для расторжения трудового договора с подчинённым по причине несоответствия занимаемой должности, которое стало явным после прохождения аттестации. Работодатель в таком случае должен будет предложить лицу занять иные вакансии, при их наличии. В случае отсутствия таковых соглашение о труде расторгается по соответствующему основанию.
Процедура
Процедура проведения аттестации всегда берёт своё начало с соответствующего приказа руководителя компании, который назначает специальную аттестационную комиссию. О порядке и правилах составления приказа мы рассказали в другом нашем материале на сайте.
Следует отметить, что кадровый состав подбирает лично директор, ориентируясь на профессиональные качества своих подчинённых. В теории в комиссию могут войти и представители других организаций: профсоюз, госучреждения (в отдельных случаях). Все члены комиссии должны разбираться в теме, ведь только так они смогут объективно оценить знания аттестуемых людей.
Сами работники должны быть уведомлены о проведении аттестации заблаговременно, чтобы у них было время на подготовку.
Комиссия
Назначение комиссии обуславливается необходимостью коллегиальности в принятии решение о соответствии работником занимаемой им должности. Только при учёте выводов нескольких квалифицированных специалистов можно будет однозначно принять решение.
В каждой комиссии имеется председатель, выбираемый её членами из своего числа путём голосования простым большинством голосов. Как правило, это наиболее опытный специалист, имеющий за плечами большой опыт работы, высокую степень квалификации. Именно этот человек и будет вести заседание, составлять протокол.
Протокол заседания
На заседании аттестационной комиссии в обязательном порядке ведётся протокол. Во-первых, он имеет своей целью подтвердить действительность результатов и выводы комиссии, а во-вторых, документ выступит основанием для принятия руководителем соответствующего решения по каровому составу. Если кто-то из работников сдаст экзамен на «отлично», может зайти речь о повышении в должности, переводе на другую работу. Отметим, что любая из этих процедур может осуществляться только с согласия самого подчинённого.
Юридическое значение листа
Как уже было упомянуто выше, аттестационный лист составляется на каждого работника, сдающего экзамен. Именно в нём члены комиссии делают свои выводы относительно знаний сотрудника и возможности продолжения замещения текущей должности.
Уже после процедуры лист прикладывается к личному делу работника, хранится там вместе с другими официальными бумагами. В случае проверки на предприятии он выступит доказательством соответствия.
Форма документа
Отдельные Федеральные законы, регулирующие проведение аттестации для работников различных профессий, предлагают членам комиссии брать за основу конкретные бланки. В случае с частными фирмами всё придётся составлять самостоятельно, ведь никаких общеобязательных унифицированных бланков не существует вовсе.
Позаботиться о подготовке листов следует заблаговременно. Этой задачей занимаются члены комиссии, ведь они назначаются приказом начальника заблаговременно. Этот промежуток времени выделяется, в том числе, и на подготовку всех необходимых официальных бумаг, выработку методики проведения экзамена.
Обычно листок исполняется на чистом листке бумаги формата А4. Изначально он представляет собой чистый распечатанный бланк, в который члены комиссии от руки вносят записи по ходу проведения аттестации.
Рассказываем, как правильно составить и заполнить аттестационный лист
Как и любой другой документ, начать аттестационный лист следует с обозначения его наименования в шапке. Далее по тексту берёт своё начало содержательная часть, конкретные положения которой будут зависеть от желания фирмы. Мы предлагаем разместить здесь стандартный перечень положений, таких как:
- ФИО работника;
- занимаемая им должность;
- ссылка на документ, подтверждающий образование, степень квалификации;
- трудовой стаж работы по специальности.
Следующим шагом прописывается ход проведения экзамена. Если имеет место устная беседа, указываем задаваемые вопросы и вытекающие из них ответы. В случае применения тестирования обозначаем количество правильных ответов.
Ниже по документу члены комиссии отмечают свои замечания по факту полученных ответов от аттестуемого лица, оценивают его знания. Если работник, по их мнению, достоин замещать свою должность, соответствующая запись появляется на бумаге. Как бы то ни было, окончательное решение в любом случае будет принимать генеральный директор, так как только он уполномочен решать кадровые вопросы такого характера. В случае несогласия с решением администрации фирмы его можно обжаловать в государственные надзорные инстанции или профсоюзный орган, если таковой имеется при предприятии.
Примерный образец
Все члены комиссии, участвовавшие в заседании, оставляют на листке свои автографы. Также необходимо будет заполучить подпись секретаря и подчинённого, проходившего аттестацию. Он расписывается за ознакомление с содержанием официальной бумаги.