При обнаружении брака в поставленном заказчику товаре составляется специальный документ – акт выбраковки товара. Такой документ будет являться основанием для предъявления претензии к продавцу, поставившему некачественный товар.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Когда составляется документ
При поступлении товара на склад организации, происходит его приёмка. В ходе приёмки товар оценивается, рассматривается различными способами. Это может быть внешний осмотр или взвешивание на весах. Брак обнаруживается любым выбранным способом. По факту обнаружения недостатков в объектах составляется акт выбраковки.
Что считается браком
Поставщик обязуется поставить товар надлежащего качества, и любой дефект будет считаться нарушением этого обязательства. Под браком понимаются любые недочёты в самом товаре или его упаковке. Чаще всего браком считаются следующие недочёты:
- если речь идёт о продовольственном товаре, браком будет считаться истекший срок годности продукта;
- нарушение целостности упаковки;
- нарушение герметичности тары;
- различные повреждения товара (трещина, скол и т.д.).
Юридическая природа документа
Акт выбраковки одновременно является претензией заказчика к поставщику. Так как на поставщике в соответствии с договором поставки лежит обязанность по доставке товара надлежащего качества, он будет нести ответственность за неисполнение положений договора. Стороны обговаривают, каким именно способом поставщик будет исправлять сложившуюся ситуацию. Обычно применяют один из следующих способов:
- поставщик может возместить убытки, понесённые заказчиком, вследствие поставки бракованного товара, а также выплатить неустойку по договору. В таком случае бракованный товар остаётся на руках заказчика;
- поставщик может заменить бракованный товар на товар надлежащего качества. Бракованный товар поставщик за свой счёт отправляет обратно к себе на склад;
- поставщик может предложить заказчику оставить партию с бракованным товаром, но продать её со скидкой. Такой способ применяется, как правило, в случае брака отдельной части товара, а не всей партии.
Процедура выбраковки
Руководитель организации своим приказом назначает специальную комиссию для проведения процедуры выбраковки. В качестве председателя комиссии назначается материально ответственное за товар лицо. Члены комиссии определяют, какой именно товар оказался с дефектами, его количество. По итогам осмотра товара и определения точного перечня бракованного товара комиссия делает заключение, в котором излагает свою позицию относительно дальнейшей судьбы товара. В заключении сотрудники определяют, по чьей вине товар поступил с браком. Вина может лежать на поставщике, транспортной компании или производителе. Как правило, товар проходит через длинную цепочку держателей перед тем, как окажется на витрине магазина.
Форма акта выбраковки
Акт выбраковки не имеет единой обязательной формы для составления. Предприятия составляют документ самостоятельно в свободной форме, соблюдая общие требования к документам.
Так как брак товара – это довольно частое явление при закупке больших объёмов продукции, организациям рекомендуется иметь свою фирменную форму документа. Фирменная форма придаст внутренней документации предприятии более единообразный вид и будет удобной для использования сотрудниками.
Если в организации не разработана фирменная форма, акт можно составить от руки на листе бумаги формата А4. Главное не допустить ошибок в составлении документа.
Инструкция по составлению документа «на пальцах»
Начнём составление документа с его шапки. Если используется фирменная форма организации, об этом делается соответствующая отметка в правом верхнем углу документа. Указываем присвоенный форме номер, реквизиты приказа, утвердившего форму и ФИО руководителя предприятия. Если документ составляется с чистого листа, пропускаем этот момент и переходим сразу к наименованию документа (акт выбраковки товара).
Далее указываем дату составления документа и населённый пункт, в котором он был составлен. Ниже указываем наименование предприятия заказчика и структурное подразделение организации, в которое была осуществлена поставка.
Следующим пунктом отмечаем факт назначения комиссии по выбраковке. Здесь записываем распоряжение руководителя о назначении комиссии с указанием его реквизитов и ФИО руководителя. Далее поочерёдно указываем всех членов комиссии (должность на предприятии и ФИО).
Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:
Г. Курган 18 апреля 2024 года
ООО «Мир диванов»
Склад по адресу г. Курган, ул. Максима горького, стр. 15
Приказом директора Ефимова С. П. № 51 от 18.04.2024 года назначена комиссия по выбраковке товара в следующем составе:
Председатель комиссии: старший менеджер Петров А. И.
Кладовщик Сидоров П. А.
Менеджер Иванов А. К.
Комиссия в вышеуказанном составе произвела осмотр поставленного товара и составила настоящий акт о нижеследующем:
Переходим к составлению основной части документа. В ней необходимо указать, какой именно товар не соответствует надлежащему качеству. Нет необходимости перечислять всю партию, отмечаем только бракованный товар. Эта часть документа обычно выполняется в виде информативной таблицы с качественными и количественными характеристиками товарно-материальных ценностей. Важно под таблицей продублировать общую стоимость бракованного товара текстом.
Итого: бракованного товара поступило на общую сумму 5000 руб. (пять тысяч рублей).
Заключение комиссии: товар подлежит возврату поставщику.
Дефекты на товаре появились по вине: поставщика.
Составление документа закончено. Осталось лишь подписать его всем членам назначенной комиссии. Затем документ отправляется на подпись руководителю организации.Акт составляется в двух экземплярах. Один для поставщика, другой для заказчика.