Акт технического осмотра зданий и сооружений – это документ, на основании которого будет делаться итоговое заключение о текущем состоянии того или иного строения. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Технический осмотр

Под техническим осмотром принято понимать комплекс мероприятий по оценке нынешнего состояния здания и сооружения. Речь идёт как о внешнем осмотре, так и о заключении о состоянии инженерных систем (водопровод, электрическая проводка, вентиляция). Специалисты осматривают фасад здания, его крышу, каждую комнату внутри строения, лестничные пролёты, опоры, балки. Всё это необходимо для дачи итогового заключения.

Когда проводится

Речь о техническом осмотре заходит, как правило, после происшествия какого-то события или в преддверии такового. Проведение процедуры может быть осуществлено после аварии (затопление, пожар), стихийного бедствия для оценки повреждений после такового. Также осмотр имеет место непосредственно перед приёмом-передачей строения, проведением ремонтных работ. Процедура ремонта всегда должна иметь чёткий проект, в котором обозначаются подлежащие восстановлению места объекта, а также текущая степень их износа.

Комиссия

Порядок проведения процедуры технического осмотра разнится от случая к случаю и зависит от его целей. Если речь идёт об оценке без целей отчуждения имущества, мероприятие проводится в составе комиссии, состоящий как минимум из трёх сотрудников предприятия-собственника. При приёме-передачи здания в состав комиссии входят представители обеих сторон соглашения. В любом случае каждый участник должен обладать общими теоретическими знаниями в сфере строительства, чтобы выдать заключение. Если таковых среди штатных работников фирмы не оказалось, имеется возможность привлечь на помощь стороннего специалиста. Приглашённый эксперт сможет сделать объективное независимое заключение.

Роль акта

По своей природе настоящий акт является приложением к заключённому соглашению между сторонами (если речь идёт о приёме-передаче). Это может быть договор аренды или купли-продажи здания. Контрагент, подписывая соглашение и акт технического осмотра, фактически соглашается с текущим состоянием постройки. Любые дальнейшие претензии к противоположной стороне не будут иметь под собой юридического основания. Все вопросы можно будет решить только в судебном порядке. Именно по этой причине следует уделить должное внимание проведению оценки.

Если оценка проводится внутри конкретной организации, на основании акта руководитель предприятия сможет принять решение о дальнейшей судьбе сооружения: ремонт, снос и так далее.

Кто пишет официальную бумагу

В составе комиссии отдельно выделяется её председатель. Именно этот сотрудник будет отчитываться перед директором о проделанной работе, писать акт технического осмотра и передавать его в бухгалтерию. Как правило, на должность председателя назначается лицо из руководящего состава компании: директор, заместитель директора, начальник структурного подразделения.

Что отразить в акте

Сложившаяся практика выработала определённый перечень сведений, которые обязательно должны быть отражены в акте технического осмотра здания. Речь идёт о:

  • адресе местонахождения объекта;
  • цели проведения осмотра (вытекает из обоснования, изложенного в приказе о назначении комиссии);
  • ходе проведения оценочных мероприятий;
  • заключении комиссии.

Форма документа

На сегодняшний день не существует общеобязательного унифицированного бланка для составления акта технического осмотра зданий и сооружений. Официальная бумага пишется в свободной форме. Необходимо отметить, что документ в свободной форме также имеет свои особенности:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов;
  • подписи всех членов комиссии;
  • ссылка на документ, являющийся основанием.

Для написания акта идеально подойдёт чистый лист бумаги формата А4 или фирменный бланк компании. Во втором случае все реквизиты фирмы по умолчанию будут изложены на бумаге. В качестве допустимого минимума достаточно указать только наименование предприятия. Обозначать ИНН, ОГРН и юридический адрес необязательно, так как документ по своей направленности является внутренним.

Исполнить текст акта допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за председателем комиссии. На практике используется комбинированный метод: сотрудник заранее распечатывает бланк для заполнения и в ходе осмотра вносит в него сведения от руки.

Объясняем, как правильно составить акт

Начинаем составление с шапки документа. В верхней части листа бумаги указываем наименование организации, сотрудники которой составили акт. Далее обозначаем дату и место составления официальной бумаги.

Ниже по документу перечисляем состав комиссии, отмечая для каждого члена его ФИО и должность на предприятии согласно штатному расписанию. Председатель выделяется отдельно.

Переходим к осмотру. Первым делом указываем адрес объекта. Затем утверждаем цель проведения мероприятия, вытекающую из приказа о проведении осмотра. Следующим этапом будет занесение на бумагу всех повреждений, дефектов, недочётов, которые обнаружат члены комиссии. В акте необходимо отразить полный перечень. Далее члены комиссии предлагают пути решения обнаруженных проблем и делают вывод о текущем состоянии здания (готово ли оно к эксплуатации или нет). В любом случае конечное решение будет за директором фирмы.

Примерный образец

На этом составление акта подходит к концу. Все члены комиссии должны поставить в документе свои подписи (с расшифровкой), подтверждая тем самым полноту и достоверность указанных сведений. Затем официальная бумага передаётся на утверждение главному бухгалтеру, а руководитель сможет принять соответствующее решение. Необходимо отметить, что все члены комиссии несут ответственность за их выводы.