Акт служебного расследования на предприятии – это официальная бумага, подводящая итоги произведённой процедуры по выяснению тех или иных обстоятельств. Мероприятие всегда должно сопровождаться соответствующими документами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Служебное расследование
Под служебным расследованием принято понимать проведение на территории предприятия мероприятий по установлению тех или иных обстоятельств. Как правило, это практически всегда связано с исчезновением имущества или грубым нарушением трудовой дисциплины. Ответственные сотрудники пытаются установить все детали случившегося инцидента.
Такая возможность предусматривается действующим трудовым законодательством. Сотрудники получат дополнительный комплекс прав, позволяющий достичь поставленной цели.
Комиссия
Служебное расследование – процедура коллективная. Руководитель организации своим приказом формирует специальную комиссию. Кадровый состав выбирает лично директор из своих подчинённых. Перед сотрудниками ставится вполне конкретная задача в виде установления тех или иных фактов. Ответственные работники смогут задавать вопросы своим коллегам, изучать документацию. Обычно в состав комиссии входят лица, занимающие высокопоставленные должности на предприятии. Это может быть начальник структурного подразделения, заместитель директора или иной человек.
Процедура
Члены комиссии в рамках проведения своего расследования будут составлять и заверять множество сопровождающих документов. Среди них:
- докладные записки;
- объяснительные от работников;
- акты об отказе ознакомиться или подписать акт (при необходимости);
- акт служебного расследования.
Последняя официальная бумага станет своего рода отчётом о проделанной работе. Приложением к ней пойдут все прочие документы, использованные и написанные ответственной группой. Стоит отметить, что председатель комиссии всегда выделяется отдельно, выбирается коллегами из своего числа. Именно этот сотрудник и будет на практике составлять все акты, а также отчитываться перед руководителем о проделанной работе.
Последствия
Комиссия обязана в акте служебного расследования сделать какое-то заключение, дабы поставить точку в мероприятии. Обычно сотрудники предлагают руководителю провести определённые действия, принять решения по личному составу. Речь, как правило, идёт о применении дисциплинарного взыскания или привлечении виновных лиц к материальной ответственности.
Любое распоряжение руководителя должно иметь под собой основание и обоснование. Под основанием понимается какой-либо документ, нормативный акт, позволяющим применять меры. В данном случае такой официальной бумагой выступит акт служебного расследования.
Необходимо учесть, что все члены комиссии несут ответственность за сделанные ими выводы. Если сотрудник, в отношении которого будет применено дисциплинарное взыскание, докажет свою невиновность, весь состав комиссии будет наказан. Может иметь место подлог фактов из личной (в том числе корыстной) заинтересованности. Не стоит делать поспешных выводов. В любом случае окончательное решение будет стоять за директором.
Дисциплинарное взыскание
Все доступные к применению виды дисциплинарных взысканий указаны в статье 192 действующей редакции Трудового кодекса. Ими являются: замечание, выговор и увольнение. Применять иные санкции работодатель не имеет права. На практике можно встретить лишение премии или времени отдыха. Следует учесть, что применение таких мер строго незаконно. Сотрудник, чьи права были нарушены, сможет легко оспорить решение руководителя путём обращения в трудовую инспекцию или суд.
Форма документа
В настоящий момент органы государственной власти позволяют составлять всю документацию, регулирующую трудовые правоотношения, в свободной форме. Акт служебного расследования не стал исключением.
Отметим, что свободная форма также предусматривает определённые тонкости, а именно:
- деловой стиль речи;
- обозначение реквизитов (дата, место составления);
- подписание всеми участниками процедуры (с расшифровкой);
- конкретная структура акта (шапка, основная часть, приложения и автографы).
Написать акт допускается одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать председатель комиссии. По общему правилу юридическая сила официальной бумаги не может зависеть от способа изложения её содержания, тем не менее в данном случае рекомендуется отдать предпочтение именно печатной форме в силу того, что документ имеет довольно большой объём.
Объясняем, как правильно составить акт
Начнём с обозначения реквизитов. Пропишем полное наименование организации, производящей процедуру, оставим дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления акта. Далее присваиваем настоящей официальной бумаге уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел.
Переходя к основной части, сошлёмся на распоряжение руководителя, в соответствии с которым была инициирована процедура, назначена комиссия. Затем перечислим кадровый состав комиссии, обозначив для каждого её члена ФИО и должность согласно штатному расписанию.
Ниже по документу члены комиссии подводят итог служебному расследованию, кратко резюмирую полученные данные. Придётся поэтапно расписать ход процедуры, начиная с факта, который стал основанием для расследования и заканчивая определением виновных лиц. Настоящий акт должен сопровождаться множеством документов, которые выступят приложениями.
Примерный образец
На этом процесс составления акта завершён. Все без исключения члены комиссии должны заверить его своими автографами (с расшифровкой). Если сотрудники предлагают возложить вину на кого-то из своих коллег, этот работник должен быть ознакомлен с актом и расписаться в нём. В противном случае придётся составлять акт об отказе подписать акт и указывать его в качестве приложения.