Приказ о служебном расследовании в отношении работника – это распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в случае необходимости осуществления служебной проверки. Вне зависимости от причин, процедура всегда оформляется документально.

Файлы для скачивания:

Правовые основы служебного расследования

Работодатель имеет право осуществить проверку в отношении своих подчинённых в случае совершения ими определённых проступков. Трудовой закон определяет три вида наказания за нарушение норм дисциплины на рабочем месте: замечание, выговор и увольнение. Проведение расследования поможет работодателю определить степень тяжести совершенного сотрудником поступка и, соответственно, вынести ему соразмерное наказание

Когда проводится проверка

Проведение служебного расследования осуществляется при происшествии на предприятии внештатной ситуации, в которой требуется разобраться. Примерный перечень поводов для возбуждения проверки:

  • причинение ущерба имуществу предприятия:
  • совершение кражи с территории организации;
  • работник появился на рабочем месте в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
  • имело место со стороны сотрудника превышение его должностных полномочий (подписал документ, который не имел право подписывать);
  • и другие.

Результаты расследования покажут, имеется ли в произошедшем событии вина кого-то из сотрудников и, если имеется, каков размер причинённого ущерба.

Как правило, за нарушения, в целях определения которых возникла необходимость проводить проверку, наказанием будет увольнение или выговор.

Особенности процедуры

Начинается всё непосредственно с нарушения со стороны работника. Зафиксировать это может его коллега или непосредственный руководитель структурного подразделения, в котором трудится сотрудник. Начальник пишет докладную записку на имя директора фирмы, в которой подробно описывает произошедшее. По факту нарушения составляется специальный документ – акт о нарушении.

Руководитель, исходя из содержания полученного представления, принимает решение о необходимости проведения служебного расследования с целью установления всех подробностей произошедшего инцидента. Во исполнение этих целей назначается комиссия. В её состав входят сотрудники предприятия на усмотрение директора. Назначенные работники должны обладать соответствующими знаниями в области совершенного проступка. Например, если речь идёт об инциденте, в ходе которого был нанесён ущерб какому-то оборудованию, в состав комиссии включают инженеров, технических специалистов и т.д. Если в организации нет людей с требуемыми знаниями, допускается приглашение третьей стороны. Сторонний эксперт сможет дать независимое заключение по факту инцидента.

Задачи, ставящиеся перед комиссией:

  • выяснить, что, когда и где именно произошло;
  • определить, пострадало ли имущество;
  • если пострадало, то в каком количестве, оценить нанесённый ущерб;
  • найти подозреваемых, если виновность конкретного лица неочевидна;
  • доказать вину работника;
  • определить меру дисциплинарного взыскания, подлежащую применению.

Все вышеперечисленные моменты члены комиссии излагают в своём заключении, которое в последующем попадёт для принятия окончательного решения в руки руководителя организации.

Форма документа

На сегодняшний день законодательство не обязывает предприятия пользоваться какой-то конкретной формой для составления приказа о проведении служебного расследования. Работники компаний разрабатывают документы самостоятельно в свободной форме, соблюдая общие требования.

Как правило, составлением распоряжения занимается личный помощник руководителя или сотрудник секретариата. Работник разрабатывает приказ и передаёт его директору фирмы на подписание.

Закон также ничего не говорит ничего о том, при помощи каких средств должен быть составлен документ. Однако предприятиям рекомендуется изложить содержание распоряжения на компьютере с последующей распечаткой на принтере для заверения подписями. Машинописный вариант мнится надёжнее, чем вариант с написанием документа от руки шариковой ручкой.

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Распоряжение можно условно разделить на три структурные части: шапка документа, основная часть и подписи сторон. Начать следует с заполнения шапки. В ней необходимо будет указать реквизиты организации (полное наименование юридического лица с организационно-правовой формой и так далее). В этом смысле лучше использовать фирменный бланк предприятия, так как на нём уже изначально прописаны эти моменты.

Далее документу присваивается название (приказ о проведении служебного расследования) и выдаётся номер для внутреннего документооборота в рамках предприятия.

Сразу под названием пишется дата составления документа и населённый пункт. На этом заполнение шапки окончено.

Переходя к основной части, отмечаем причину проведения расследования и документ, который является основанием для его проведения (при наличии такового). Это может быть докладная записка на имя руководителя.

Ниже по документу начинаем по пунктам обозначать следующие моменты:

  • распоряжаемся провести по факту случившегося инцидента служебное расследование;
  • назначаем для этих целей специальную комиссию. В этом же пункте перечисляем полностью состав комиссии с указанием ФИО и должности каждого её участника;
  • обозначаем крайние сроки проведения проверки (не более месяца), указываем какие именно документы необходимо будет предоставить по окончанию расследования;
  • назначаем ответственное за проведение процедуры лицо. Именно этот сотрудник и будет отчитываться по факту окончания проверки.

Составление документа окончено и остаётся лишь заверить его подписями. В приказе расписываются все указанные в нём лица: члены комиссии и ответственное за исполнение лицо. В последнюю очередь в распоряжении свой автограф оставляет руководитель организации, запуская тем самым процедуру расследования.