Акт приёма-передачи инструмента – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла инструмент в определённом количестве и качестве. Процедура всегда выполняется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт можно отнести к учётным бухгалтерским документам. На его основании приобретённый или взятый в аренду инструмент может быть поставлен на учёт организации, как того требует Закон «О бухучёте». Официальная бумага также станет поводом для списания денежных средств с одной стороны и их принятия с другой. Документ станет закрывающим для сделки.

Акт приёма-передачи не является самостоятельным документом и сам по себе не имеет никакой юридической силы, он выступает приложением к заключённому между сторонами соглашению. Речь может идти о сделке по купле-продаже, аренде, мене, дарению. Если договор содержит в себе лишь намерения контрагентов совершить определённые юридически значимые действия, то акт подтвердить фактическое исполнение обязательств.

Стороны

Сторонами в данном случае могут выступить любые лица, обладающие правоспособностью для заключения сделок гражданско-правового характера. Это могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе не связанные с предпринимательской деятельностью. Интересы сторон в любом случае должны представлять граждане. Индивидуальный предприниматель представляет сам себя, а компанию – её сотрудник. Необходимо учесть, что лица должны обладать достаточными полномочиями для подписания такого рода документов. Право подписи подтверждается оформленной от имени руководителя предприятия доверенностью или уставом общества.

Процедура

Процедура приёма-передачи инструмента всегда сопровождается его осмотром. Этим могут заняться представители контрагентов или участник с третьей стороны. К мероприятию допускается привлечь стороннего эксперта. Независимое лицо, действуя в рамках договора оказания услуг, сможет выдать объективное и независимое заключение относительно внешнего и технического состояния инструмента.

Если речь идёт о договоре аренды, имущество должно быть возвращено в том же виде, в котором и было принято. В противном случае придётся возмещать убытки контрагенту. С куплей-продажей всё не так просто. Подписывая акт приёма-передачи, стороны отказываются от взаимных претензий, следовательно, соглашаются со всеми недостатками, в том числе скрытыми. Любой спор в будущем может происходить исключительно в судебном порядке.

Кто составляет официальную бумагу

Закон не содержит указания на конкретную сторону, в обязанности которой войдёт составление акта приёма-передачи. Этот вопрос контрагенты вольны решить на месте в индивидуальном порядке. Лицо в любом случае должно обладать определёнными навыками работы с документацией, чтобы не допустить критических ошибок при составлении. На практике это бремя ложится на представителя передающей стороны, который как бы предоставляет отчёт об инструменте.

Форма документа

На сегодняшний день любая официальная бумага, призванная более подробно регламентировать условия сделки между контрагентами, может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи инструмента относится к этой же категории документов и не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма документа также предъявляет к его содержанию вполне конкретные требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • автографы представителей сторон должны быть расшифрованы;
  • соблюдение чёткой структуры (реквизиты, предмет, подписи).

Написать акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Пользоваться черновиками категорически запрещено по закону. Изложить содержание документа можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Этот вопрос решает ответственное за составление лицо с учётом мнения контрагента. На практике предпочтение обычно отдаётся именно печатной форме в силу важности официальной бумаги для обеих сторон.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке документа отмечаем, что он выступает приложением к заключенному между контрагентами договору, оставляем на него ссылку (дата, номер). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Следующим шагом прописываем информацию о сторонах. Для юридического лица достаточно будет указать его полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму, а для физического – ФИО, серию и номер паспорта. Все прочие сведения уже обозначены в договоре. Что касаемо представителей, потребуется оставить их ФИО, должности согласно штатному расписанию (при наличии), ссылку на уполномочивающую бумагу.

Ниже по документу утверждаем положения, регулирующие сделку между контрагентами. Вот примерный перечень:

  • одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла инструмент;
  • полный перечень передаваемого инструмента, его количество, качество и стоимость;
  • обозначение качества инструмента;
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество составленных экземпляров.

Напоминаем, что выше был представлен лишь примерный перечень, стороны вольны указывать и иные важные для них моменты.

Примерный образец

На этом составление акта подходит к завершению. Осталось лишь заверить его подписями представителей сторон. Необходимо учесть, что официальную бумагу принято составлять в двух равных по юридической силе экземплярах, по одному для каждого из контрагентов. Как только подписи встанут на свои места, сделку можно считать завершённой.