Акт приёма-передачи транспортного средства – это документ, подтверждающий фактическое завершение сделки между контрагентами. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Приём-передача транспортного средства
По своей природе акт приёма-передачи является приложением к заключённому ранее договору аренды или купли-продажи. Транспортное средство переходит от одного лица к другому. Если сам по себе договор лишь выражает намерения сторон совершить те или иные юридические действия (в данном случае приобрести/продать или арендовать/сдать в аренду автомобиль), то акт подтверждается фактическую передачу. Как правило, выражается она в передаче ключей от транспортного средства. Сделка считается совершённой с момента подписания акта. Срок аренды начнёт с этого же времени. Дата, проставленная в договоре, роли не играет.
Роль акта в сделке
Как уже было сказано ранее, акт является завершающим сделку документом. Именно с ним можно будет обратиться в суд при возникновении спора. В официальной бумаге обозначают положение, в соответствии с которым стороны отказываются от взаимных претензий. Следовательно, любые последующие конфликты могут быть решены исключительно в судебном порядке. Речь идёт, как правило, о недобросовестности одного из контрагентов. Продавец может укрыть те или иные недостатки транспортного средства от покупателя.
Сфера применения
Осуществлять сделки, объектом которых выступает транспортное средство, могут как физические, так и юридические лица. При чём под физическими лицами не всегда понимаются индивидуальные предприниматели. Это может быть гражданин, не занимающийся коммерческой деятельностью. На практике граждане редко составляют акт приёма-передачи и ограничиваются лишь договором. С юридической точки зрения такой подход является безответственным. Подписание акта прежде всего находится в интересах контрагента, намеревающегося совершить сделку.
Следует отметить, что отчуждать можно как гражданский транспорт (легковые, грузовые автомобили), так и различного рода спецтехнику. Речь идёт о катках, погрузчиках и так далее. Эти машины также относятся к транспортным средствам.
Кто пишет официальную бумагу
По общему правилу бремя по составлению акта всегда лежит на продавце. Гражданин или должностное лицо организации составляет документ заранее и приносит его на подпись контрагенту. Отметим, что в случае со сделкой между юридическими лицами, сотрудник компании должен обладать правом подписи. Полномочия должны всегда подтверждаться официальным документом. Такой официальной бумагой может выступить устав общества или оформленная от имени руководителя фирмы доверенность. Оставлять оттиск фирменной печати предприятия необязательно.
Что обозначить в акте
На практике сложился определённый перечень сведений, которые необходимо обозначить в акте приёма-передачи транспортного средства:
- сам факт передачи транспортного средства одной стороной и его приёмка с другой;
- факт расчёта между контрагентами. Денежные средства должны быть переданы одновременно с автомобилем;
- отсутствие претензий контрагента к состоянию ТС;
- отсутствие взаимных претензий сторон соглашения по любым вопросам.
Подробно расписывать сведения об автомобиле (VIN, регистрационный номер, количество лошадиных сил) необязательно. Все это данные уже заранее обозначены в подписанном договоре. В качестве допустимого минимума достаточно будет указать только марку авто и год выпуска.
Прописывать данные о сторонах соглашения также не следует. Достаточно обозначить ФИО физического лица или полное наименование предприятия со ссылкой на организационно-правовую форму.
Форма документа
В настоящий момент органы государственной власти не требуют от граждан составлять акты с помощью общеобязательных унифицированных бланков. Документы пишутся в свободной форме.
Написать официальную бумагу рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или на фирменном бланке предприятия. Второй вариант видится более предпочтительным, потому что на нём уже обозначены реквизиты фирмы.
Исполнить текст акта можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью чёрной или синей шариковой ручки, а также в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за составителем. На практике используется комбинированный метод. Продавец (арендодатель) заранее распечатывает бланк и уже на месте от руки вносит необходимые сведения.
Объясняем, как составить акт
Начинаем с обозначения реквизитов. Указываем, что настоящий акт является приложением к заключённому соглашению (обозначаем его номер и дату заключения). Далее оставляем дату и место составления документа.
Ниже по документу указываем сведения о контрагентах. Достаточно будет обозначить ФИО физического лица и полного наименования юридического лица. Полномочия представителя предприятия должны быть подтверждены специальным документом.
Ниже по документу начинаем перечислять следующие положения:
- утверждаем передачу ТС с одной стороны и его приём с другой;
- подтверждаем перечисление (получение) денежных средств за сделку;
- обозначаем отсутствие претензий у сторон друг к другу;
- прописываем количество экземпляров настоящего акта. Обычно официальная бумага составляется в двух экземплярах, по одному для каждого из контрагентов.
Примерный образец
После обозначения всех обязательных положений следует стадия подписания. Уполномоченные на то лица оставляют на документе свои автографы (с расшифровкой). После заверения акта всеми подписями он обретает должную юридическую силу. Заверенный экземпляр следует приложить к подписанному договору и хранить вместе с ним. Если сделка совершалась между юридическими лицами, срок хранения определяется требованиями законодательных актов, внутренних нормативных актов предприятия. По истечению положенного периода документация может быть уничтожена.