Акт приёма-передачи недвижимости по договору найма – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона соглашения фактически передала, а вторая в свою очередь получила ключи от жилого помещения в рамках сделки. Процедура всегда сопровождается составлением документов.

Договор найма жилого помещения

Действующая редакция Гражданского кодекса выделяет договор найма жилого помещения в качестве обособленного вида сделки, предусматривающего свои правила и порядок заключения. На основании соглашения одна сторона обязуется передать в собственность и пользование жилое помещение с целью проживания в нём, а вторая соответственно оплатить в соответствующем размере.

Стороны

Стороны именуется не иначе как «наймодатель» и «наниматель». В качестве наймодателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо, владеющее жилым помещением на праве собственности. В роли нанимателя всегда представляется физическое лицо. Необходимо отличать договор аренды от договора найма. Во втором случае речь идёт исключительно о жилом помещении.

Роль акта

Если договор выражает лишь намерения контрагентов совершить те или иные юридически значимые действия, то акт в свою очередь подтверждает фактическое исполнение обязательств. В документе стороны могут обусловить все важные для них моменты относительно помещения, которые были упущены в тексте соглашения. Как правило, речь идёт о текущем состоянии объекта недвижимости, а также о количестве передаваемых дубликатов ключей. Приём-передача помещений всегда сопровождается символическим вручением ключей от него.

Подписывая официальную бумагу, стороны отказываются от взаимных претензий. Если в будущем у контрагентов возникнут недопонимания, не связанные с нарушением условий договора, решить спор можно будет исключительно в судебном порядке. Заверенный представителями акт приёма-передачи выступит доказательством в суде.

Кто актирует процесс

Составление и подписание акта приёма-передачи входит в сферу интересов всех принимающих участие сторон, однако закон не обязывает ни одну из них это делать. Контрагенты вольны определить составителя самостоятельно в индивидуальном порядке. Обычно процесс приёма-передачи актирует передающая сторона, как бы предоставляя отчёт об исполнении обязательств. Лицо должно обладать соответствующими навыками работы с официальными бумагами, иметь определённый опыт работы в сфере найма.

Необходимо учесть, что не всегда документ составляет и подписывает одно и то же лицо. Для заверения официальной бумаги автографом представитель должен обладать правом подписи. Это особенно актуально для наймодателя, так как он зачастую представлен в виде юридического лица с сотрудником в роли представителя. Работник должен обладать официально заверенным правом на подписание документации. Такие полномочия гарантируются уставом общества, оформленной от имени руководителя организации доверенностью или паспортом гражданина (для ИП).

Форма документа

В настоящий момент любой документ, призванный урегулировать правоотношения, возникающие между контрагентами в рамках заключённой гражданско-правовой сделки, может быть написан без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме. Акт приёма-передачи недвижимости по договору найма относится к этой группе официальных бумаг и не является исключением из общего правила. Организации, специализирующиеся на найме жилых помещений, вправе разработать свой шаблон и использовать его на постоянной основе. Этим должны заниматься квалифицированные юристы.

Отметим, что свободная форма акта также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • расшифровка автографов представителей;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Написать акт рекомендуется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Исполнить содержание официальной бумаги можно одним из двух способов на выбор: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и машинописным при помощи компьютерных средств. Этот выбор должен сделать составитель с учётом мнения контрагента. По общему правилу способ написания текста не может отразиться на юридической силе документа. На практике стороны в подавляющем большинстве случаев используют именно печатный вариант.

Объясняем, как правильно составить акт

Первым делом следует указать реквизиты. В правом верхнем углу листа бумаги делаем отметку о том, что документ является приложением к заключённому договору найма, оставив на него ссылку. Затем присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота.

Ниже по документу обозначаем сведения о сторонах и их представителях. Для контрагентов, представленных в виде физических лиц, достаточно будет указать их ФИО, серию и номер паспорта. Для организации потребуется прописать её полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму. Более подробные данные уже фигурируют в тексте договора, дублировать их необязательно. Полномочия представителей должны быть подтверждены соответствующими бумагами, ссылаемся на них.

Следующим шагом представители утверждают следующие положения:

  • наймодатель передал, а наниматель в свою очередь получил ключи от помещения;
  • краткая характеристика помещения (адрес, площадь);
  • количество дубликатов ключей;
  • отказ от взаимных претензий;
  • количество составленных экземпляров.

Контрагенты вольны указывать и иные условия, не запрещённые законом. Выше был представлен лишь примерный перечень, состоящий из базовых моментов.

Примерный образец

На этом процесс составления акта окончен. Представители сторон должны заверить его своими автографами, придавая тем самым ему юридическую силу. Всего должно быть составлено и подписано два экземпляра, по одному для каждого из контрагентов.