Акт приёма-передачи ключей от помещения – это документ, являющийся приложением к заключённому ранее договору, подтверждающий фактический переход помещения от одного лица к другому. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Передача ключей
Передача ключей имеет широкое распространение в самых разнообразных сферах деятельности как коммерческих организаций, так и не связанных с предпринимательством физических лиц. Любой заключённый договор аренды, найма, купли-продажи помещения (квартиры) всегда завершается передачей ключей, ведь именно они фактически дают доступ к использованию пространства.
Зачем нужна передача
Передачи ключей подтверждает переход имущества от одного лица к другому, будь то временный или постоянный. Таким образом, принимающая сторона соглашается с ответственностью, на неё возлагаемую. Пользователь помещения обязан следить за его текущим состоянием, поддерживать его в порядке. В случае несоблюдения этих условий договор может быть расторгнут.
Необходимо учесть, что вышеобозначенные обязанности ложатся на принимающую сторону только после получения на руки ключей. Дата заключения договора роли не играет.
Роль акта в сделке
Сам по себе договор содержит лишь намерения сторон соглашения совершить те или иные юридически значимые действия (например, сдать помещение в аренду). Акт будет выступать свидетельством осуществления обусловленных ранее намерений. В случае возникновения спорных ситуаций у контрагентов будет иметься на руках заверенный документ, который указывает на нынешнего арендатора (владельца) помещения.
Речь может идти о любой гражданско-правовой сделке, регулируемой Гражданским кодексом РФ.
Кто составляет документ
По сложившемуся в практике общему правилу бремя составления акта всегда лежит на передающей стороне. В коммерческих организациях этой деятельностью занимается юрист компании или заместитель руководителя. В теории написать документ может любой человек, обладающий общими навыками работы с официальными бумагами. Представитель принимающей стороны расписывается за согласие с условиями.
Что обозначить в акте
Следует отметить, что подробно описывать все права и обязанности сторон в акте не стоит, так как они уже обозначены в договоре, к которому настоящий акт и выступает приложением. В документе нужно обозначить только сам факт передачи ключей от помещения. Таким образом, перечень подлежащих к указанию моментов выглядит следующим образом:
- обозначение сторон соглашения (ФИО физ. лица или наименование организации);
- дата передачи ключей от помещения;
- количество переданных экземпляров. По истечению срока действия договора все комплекты должны быть возвращены;
- адрес расположения помещения, его площадь;
- количество экземпляров акта;
- подписи сторон соглашения. За организацию расписывается её должностное лицо, уполномоченное на совершение сделок.
Форма документа
Действующее законодательство не обязывает контрагентов составлять акт приёма-передачи ключей от помещения, пользуясь общеобязательным унифицированным бланком. Не существует даже официального рекомендованного образца. Официальная бумага пишется представителем передающей стороны в свободной форме. Необходимо иметь в виду, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к его содержанию. В частности, речь идёт о:
- обозначении реквизитов (дата, место составления);
- деловом стиле языка;
- подписях упомянутых в тексте лиц.
Для написания акта идеально подойдёт чистый лист бумаги формата А4 или А5. Исполнить текст документа допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном варианте при помощи компьютерных средств. Выбор стоит за составителем. На практике используется комбинированная форма, стороны вносят данные в заранее распечатанный бланк для заполнения. Следует отметить, что способ изложения текста ни коим образом не влияет на юридическую силу официальной бумаги.
Объясняем, как составить акт «на пальцах»
По своей структуре акт можно условно разделить на три составные части: реквизиты, сведения о сторонах соглашения и условия передачи. Начать следует именно с реквизитов.
В правом верхнем углу обозначаем, что настоящий акт является приложением к заключённому договору (указываем номер и дату его заключения). Далее посередине строки пишем наименование документа (акт приёма-передачи ключей от помещения). Затем оставляем дату составления официальной бумаги и населённый пункт, в котором она была подписана.
Переходим к обозначению сведений о сторонах соглашения. Начинаем с указания информации о передающей стороне. Прописываем ФИО физического лица или наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму. После указываем те же данные о принимающей стороне.
Следующим шагом будет составление части с условиями. Подтверждаем факт передачи ключей от помещения, указываем адрес его расположения, общую площадь. Далее обозначаем количество передаваемых комплектов ключей. Последним пунктом прописываем количество составленных экземпляров настоящего акта и лиц, для которых они были составлены. На практике стороны заверяют документ в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон договора. Обе копии обладают равной юридической силой. Делается это для возможности защиты своих прав в судебном порядке.
Примерный образец
На этом составление акта подходит к концу. Осталось только заверить его подписями сторон соглашения. Если одним из контрагентов выступает юридическое лицо, автограф должен принадлежать его сотруднику, уполномоченного на совершение сделок. Полномочия обязательно должны подтверждаться каким-то документом (устав общества, оформленная доверенность). Как только все подписи будут проставлены, акт официально обретает юридическую силу. С обозначенной в нём даты вся ответственность за содержание помещения вместе с ключами перейдёт к принимающей стороне.