Акт передачи давальческих материалов – это документ, подтверждающий, что одна сторона фактически передала, а вторая в свою очередь приняла то или иное сырьё для осуществления работ в интересах заказчика. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Давальческие материалы

Под давальческими материалами понимают различное сырьё, которое контрагент передаёт второй стороне для выполнения каких-то работ. Речь идёт, как правило, о строительных или монтажных работах. Подрядчик в свою очередь не вправе требовать оплаты за полученные материалы, обязуется использовать их по назначению и никак иначе. Если часть переданных объектов осталось незадействованной, они подлежат возврату. Отметим, что процесс обратной передачи также должен быть зафиксирован документально.

Роль акта

По своей природе настоящий акт не является самостоятельным документом, так как он подписывается в рамках заключённого между сторонами соглашения. Таким образом, официальная бумага выступает лишь приложением к договору подряда, следовательно, должна храниться вместе с ним в течение всего срока проведения работ.

Акт крайне важен для бухгалтерского учёта организации-заказчика. Следует учесть, что давальческие материалы не списываются с баланса. Подрядчик также не записывает их в своё имущество.

Стороны

Сторонами в данном случае может выступать как физические (ИП), так и юридические лица. Представитель юр. лица должен обладать правом подписи, чтобы заверить документ своим автографом. Такими полномочиями сотрудник может быть наделён уставом компании или оформленной от имени руководителя фирмы доверенностью. В тексте акта обязательно следует оставить ссылку на уполномочивающий документ.

Процедура

Процедура приёма-передачи несколько отличается от аналогичных мероприятий, проводимых в отношении иных объектов. В данном случае представитель принимающей стороны может взять для переработки не всю партию, а лишь её часть. Речь идёт о качестве передаваемых активов. Именно для оценки качества сырья представители стороны при приёмке осматривают объекты.

Также в рамках процедуры передачи должна быть составлена накладная, на которую и будут ориентироваться стороны. Представители контрагентов должны осуществить следующие мероприятия:

  • сравнить фактически поставленное количество (массу) материалов со значением, заявленным в накладной;
  • оценить, какая часть из доставленного сырья подлежит переработке.

Кто актирует процесс

Законодательство не содержит чёткого указания на сторону, в чьи обязанности должно войти составление акта передачи давальческих материалов. Представители контрагентов решают этот вопрос между собой в индивидуальном порядке. По общему правилу эта задача практически всегда ложится на передающую сторону, однако так как речь идёт именно о переработке, составление акта входит в сферу интересов обеих организаций.

Для правильного составления официальной бумаги представитель контрагента должен уметь работать с документами, в том числе быть ознакомленным с процедурой акта приёма-передачи. Как правило, для актирования мероприятия отправляют кого-то из руководящего состава фирмы.

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти не требуют от организаций составления учётной документации с использованием общеобязательных унифицированных бланков. Акт передачи давальческих материалов, как и многие другие бухгалтерские официальные бумаги, может быть составлен в свободной форме.

Следует отметить, что свободная форма документа также предъявляет определённые требования к содержанию акта. Составитель должен соблюсти положения, изложенные в статье 9 Закона «О бухучёте». Речь идёт о следующих моментах:

  • чёткая структура документа (шапка, основная часть, подписи представителей);
  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата и место подписания, номер акта);
  • расшифровка автографов уполномоченных лиц.

Написать акт можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Этот вопрос решается представителями в индивидуальном порядке. Необходимо учесть, что способ изложения содержания не может повлиять на юридическую силу официальной бумаги. На практике ответственный сотрудник заранее подготавливает бланк для заполнения и вносит в него сведения от руки.

Объясняем, как правильно составить акт

Для удобства работы с документом можно условно разделить его на 4 составных элемента: реквизиты, сведения о контрагентах и их представителях, предмет соглашения и автографы уполномоченных лиц.

Начинаем именно с реквизитов. Первым делом отметим, что настоящий акт выступает приложением к договору подряда, оставив на него ссылку в шапке. Далее присвоим официальной бумаге уникальный номер для документооборота и хранения. Затем оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления.

Ниже по документу обозначаем сведения о сторонах соглашения, а именно:

  • полные наименования организаций;
  • ФИО представителей;
  • ссылки на уполномочивающие бумаги.

Следующий этап – утверждение положений по предмету акта. Здесь отмечается, что одна сторона фактически передала, а другая в свою очередь приняла определённое сырьё для переработки, перечисляем полный перечень полученных/переданных материалов. Эта часть обычно выполняется в виде таблицы. Далее стороны вольны указать любые важные для них положения. Обязательным будет лишь указание на количество составленных экземпляров.

Таблица должна состоять из следующих столбиков:

  • номер материала по списку;
  • наименование материала;
  • количество по накладной и фактически полученное;
  • количество принятых подрядчиком;
  • стоимость принятого сырья.

Примерный образец

Акт передачи давальческих материалов успешно составлен. Осталось лишь заверить его подписями представителей сторон.