Акт осмотра помещения составляется при заключении договоров, предполагающих передачу помещения между контрагентами с целью зафиксировать возможные недостатки помещения. Также документ оформляется после произошедшего в помещении ЧП, чтобы отметить повреждения осматриваемого объекта. Осматривать можно как жилые, так и нежилые помещения.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Осмотр помещения
Помещение осматривается с различными целями. Это может быть как общий осмотр всего помещения, так и осмотр с целью исследовать конкретную часть помещения. Например, по части оценки качества электрической проводки. На практике мероприятие имеет место в рамках заключения между контрагентами договора аренды помещения. Правовая регламентация такого рода сделки даётся в статье 612 ГК РФ.
В любом случае, независимо от цели осмотра, предприятием созывается специальная комиссия. В состав рабочей группы должно входить не менее двух человек (включая председателя комиссии). Коллегиальность процедуры придаёт её больший вес с точки зрения права.
Если с осмотром условного склада для хранения материалов может справиться кто угодно, то в случае необходимости проведения исследования технически сложного помещения или даже целого здания, имеет смысл привлечь к процедуре третью сторону. В качестве таковой выступит эксперт или специалист, обладающий специальными знаниями или необходимым для проведения требуемых испытаний оборудования. Так заключение комиссии будет носить более полный и объективный характер.
Форма документа
Законом не предусмотрена обязательная форма акта осмотра помещения. Организации придётся составить документ самостоятельно. При составлении такого рода документов необходимо следовать предписаниям общей формы документов. Оформить акт можно как при помощи компьютера, так и от руки, используя лист бумаги формата А4.
Форма акта будет выглядеть по-разному в зависимости от осматриваемого помещения. Если объектом осмотра является, уже упомянутый выше, склад для хранения, акт может быть изложен сплошным текстом. Но для осмотра более сложного помещения, особенно после происшествия в нём аварии, может потребоваться более сложная форма документа. При осмотре сложных объектов, члены комиссии составляют разработанные ими таблицы для более полного изложения состояния помещения. В ходе осмотра членами комиссии могут проводиться испытания различных систем в помещении (вентиляция, электропроводка, водоснабжение). В случае проведения испытаний составляются дополнительные акты о ходе их проведения. Такими актами необходимо будет дополнить основной документ осмотра в качестве приложений к нему. Приложением к документу также могут послужить фотоснимки помещения, сделанные в процессе осмотра. На фото могут быть запечатлены как объекты внутри помещения, так и его внешняя сторона.
Если акт составляется после аварии в помещении, необходимо его составить, как только это станет возможно. Своевременность составления документа позволит более точно зафиксировать последствия аварии. В документе следует указать дату происшествия аварии и её причину.
Пошаговая инструкция по составлению акта осмотра помещения
Первым делом в документе следует обозначить его наименование. В нашем случае это будет акт осмотра помещения.
Далее указывается дата составления акта и населенный пункт, в котором он был составлен.
В следующем пункте вносим лиц, производящих осмотр. У каждого члена комиссии указывается его ФИО, организацию, которую он представляет и его должность в этой организации (представитель организации-собственника помещения или представитель коммунальных инстанций).
Ниже по документу указываем какое именно помещение было осмотрено с указанием адреса и собственника.
Так должна выглядеть вводная часть документа:
Г. Санкт-Петербург 8 апреля 2024 года
Комиссия, в следующем составе
Инспектор водных ресурсов ООО «Водоканал СПБ» Михальчук С. П.
Старший менеджер ООО «СПБ Циркумфлекс» Худяков В. В.
Произвела осмотр офисного помещения, на праве собственности принадлежащего ООО «СПБ Циркумфлекс», общей площадью 54 кв. м., расположенного на 8 этаже 10-ти этажного дома по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Максима Горького, д. 42.
Следующей частью документа будет его основная часть. Здесь комиссия утверждает общее состояние помещения с указанием на его технические недостатки. При обнаружении недочётов в акте делается запись с подробным описанием неисправности. Если причиной осмотра является произошедшая в помещении авария, следует указать дату происшествия аварии и её причину. Также отмечают последствия аварии для помещения (порча мебели, дефекты стен, потолка). Дефекты также следует подробно описать. Необходимо установить причинно-следственную связь между случившейся аварией и её последствиями. Не все недостатки помещения могут являться последствиями произошедшей в нём аварии.
Правильно составленная основная часть документа должна выглядеть следующим образом:
7.04.2024 г. в помещении по указанному выше адресу произошла авария: затопление помещения.
Причина аварии: лопнувшая труба ХВС.
В ходе осмотра членами комиссии были проведены следующие исследования: внешний осмотр аварийной трубы ХВС.
В результате проведённых исследований было установлено: срок эксплуатации аварийной трубы был превышен, что и послужило причиной аварии.
Общее состояние помещения: удовлетворительное, последствий аварии не зафиксировано
Замечания по факту осмотра: отсутствуют.
В заключительной части акта необходимо повторно указать всех членов комиссии и удостоверить документ их подписями.
Заверенный акт может иметь важное значение в будущем. Если причина аварии не связана с действиями собственника, можно потребовать возмещения вреда у виновника через судебные органы. Также может сложиться ситуация, в которой организация-собственник помещения в следствие аварии не смогла в обозначенный договором срок исполнить свои обязательства (например, по договору подряда). Акт осмотра помещения будет служить доказательством просрочки не по вине подрядчика. Именно поэтому очень важно подойти к составлению акта со всей ответственностью.