Акт об отказе подписать акт – это документ, подтверждающий отказ лица оставлять свою подпись в акте. Отказ в подписи может касаться как актов по договорам, заключённым между контрагентами, так и множества других актов. Сфера применения документа крайне обширна.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Когда составляется документ
Как уже было сказано выше, акт может применяться совершенно в разных сферах правовых отношений. Отказаться подписать можно различные документы:
- акты, вытекающие из договорных гражданско-правовых отношений между контрагентами. Заказчик может отказаться подписать акт приёмки товара, работ и т.д;
- акты, вытекающие из трудовых отношений работника и работодателя. Работники зачастую отказываются подписывать акты о нарушении ими трудовой дисциплины на рабочем месте. Обязанность уведомления диктуется Трудовым кодексом РФ;
- акты, вытекающие из взаимоотношений между физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность. Сюда относятся различные документы в сфере жилищных правоотношений.
Последствия отказа подписать акт
В большинстве возможных актов необходима подпись представителей всех сторон основного соглашения, приложением к которому является составленный акт. Однако отказ подписать документ не лишает его юридической силы. Среди обывателей бытует мнение о том, что неподписанный документ не будет считаться действительным. Особенно это заблуждение распространено в сфере трудовых отношений. Прогулявший работу сотрудник своим отказом подписать акт о прогуле не сможет избежать наказания за свой проступок.
Отказываясь подписать акт, сторона не соглашается с его содержанием. В таком случае следует внести отметку о своём несогласии с положениями документа и впоследствии изменить их, придя к общему соглашению. Если решить спор в досудебном порядке не представляется возможным, следует обратиться в суд.
Момент составления документа
В разных сферах правоотношений предусмотрены свои сроки для подписания документа сторонами. Акт об отказе подписать акт может быть составлен только по факту истечения этого срока. Сроки указываются индивидуально в каждом договоре.
Уведомление лица
Для составления документа необходимо подтвердить факт получения основного акта лицом, отказывающимся его подписать. При чём уведомление должно быть подтверждено соответствующими бумагами. Следует получить подтверждение получения акта стороной. Вручить документ для ознакомления можно лично, из рук в руки, под подпись ответственного лица. Или же акт может быть направлен почтовым оформлением. В таком случае на руках окажется подписанное уведомление о получении.
Процедура составления акта
Подтверждать отказ в подписании акта следует коллегиально, в составе комиссии. Если изначальный акт составлялся также в составе комиссии, подписи её членов будут необходимы в настоящем акте. Если же документ подразумевает подписание представителями сторон договора, для составления акта об отказе необходимо привлечь лиц, участвовавших в соглашении. Это могут быть сотрудники организации, они будут выступать в акте об отказе в качестве свидетелей.
Форма документа
Внешний вид документа будет сильно разниться в зависимости от его содержания. Содержание, в свою очередь, будет зависеть от сферы изначальных правоотношений между сторонами основного соглашения. Поэтому не существует какой-то единой обязательной формы документы. Акт составляется в произвольной форме. Можно напечатать акт на компьютере или же написать его от руки. Юридическая сила документа от этого не изменится.
Пошаговая инструкция по составлению документа
Разберем процедуру составления акта об отказе подписать акт об отсутствии работника на рабочем месте (нарушении трудовой дисциплины), так как это самый распространенный случай для отказа подписать документ.
Первым делом пишем наименование документа с указанием на основной акт, который сторона отказывается подписать (в нашем случае это будет «акт об отказе подписать акт об отсутствии на рабочем месте»). Далее, как и в любом акте, указываем число его составления и населённый пункт. Переходя к вводной части документа, укажем состав комиссии, созданной для заверения факта отказа от подписания. Указываем должности членов комиссии на предприятии и их ФИО. Важно чтобы это были лица, фигурирующие в основном акте.
В описательной части следует подробно изложить какой именно документ отказывается подписать сторона договора (указываем реквизиты документа). Обязательно следует отметить ФИО работника или, если речь будет идти о юридической организации и гражданско-правовом договоре, ФИО представителя организации и полное её наименование.
Также необходимо отметить причины отказа и факт уведомления работника о необходимости подписания. Работник должен быть ознакомлен с содержанием акта. Сделать это можно посредством прочтения документа вслух, дать ознакомиться лично или же направить копию документа почтовым отправлением.
Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:
Г. Саратов 19 апреля 2024 года
Комиссия в следующем составе:
Главный бухгалтер Изотопов Ю. А.
Бухгалтер Телевизоров А. А.
Младший юрист Пультиков В. Б.
Составили настоящий акт о нижеследующем:
Младший юрист Ватов Н. Д. отказывается подписать акт об отсутствии на рабочем месте № 1 от 16.04.2024 года. С содержанием акта Ватов Н. Д. ознакомлен путём прочтения содержания документа в слух. Отказ в подписании мотивирует нежеланием.
Далее по документу следуют подписи членов комиссии. Один экземпляр акта обязательно необходимо передать отказывающейся подписать стороне.
Правильно составленный акт имеет юридическую силу и может быть основанием для дальнейшего судебного разбирательства, если стороны так и не смогут прийти к общему видению документа. Или же, если речь идёт о трудовых правоотношениях, основанием для применения к работнику санкций, вплоть до увольнения.
Один экземпляр составленного акта направляется в архив организации на хранение.