Акт об опоздании на работу – это документ, с помощью которого фиксируется нарушение трудовой дисциплины одним из работников. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Опоздание на работу
Трудовой договор всегда содержит в себе рабочий график сотрудника, в том числе его рабочее время. Опоздание будет считаться нарушением пункта соглашения и может повлечь на собой применение со стороны работодателя определённых санкций. Под опозданием понимается появление на рабочем месте хотя бы на одну минуту позже положенного времени. Если работник опоздал на 4 часа и более, это будет считаться отсутствием на рабочем месте без уважительной причины, то есть прогулом.
Дисциплинарное взыскание
Статья 192 Трудового кодекса содержит в себе все виды взысканий, которые может применить администрация предприятия к нарушителю. К ним относят:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
За опоздание работнику вероятнее всего будет сделано замечание или выговор. Уволить за такое нарушение нельзя. Следует отметить, что работодатель не вправе применять к подчинённым иные виды санкций, кроме прямо обозначенных в законе. На практике можно встретить такие наказания, как штраф, лишение или сокращение времени отдыха. Применение таких мер будет прямым нарушением действующего законодательства, работодатель может быть подвергнут серьёзной административной ответственности.
Фиксация нарушения
По общему правилу зафиксировать факт опоздание может любой сотрудник предприятия: коллега нарушителя или его непосредственный начальник. Обычно этим занимается лицо, ответственное за учёт рабочего времени работников. Как правило, эти полномочия делегируются кадровику или начальнику кадровой службы.
Ответственный сотрудник составляет акт об опоздании на работу в присутствии как минимум двух свидетелей. Коллегиальность написания официальной бумаги объясняется её повышенной значимостью для нарушителя, ведь она может послужить основанием для применения дисциплинарного взыскания. Все трое в обязательном порядке расписываются в документе, подтверждая полноту и достоверность обозначенных в нём сведений.
Также необходимо заполучить подпись опоздавшего сотрудника. На практике случаются ситуации, когда нарушитель отказывается подписывать документ. Об этом потребуется составить отдельную официальную бумагу – акт об отказе подписать акт.
Что написать в акте
Сложившаяся практика выработала определённый перечень сведений, который в обязательном порядке должны найти своё отражение в акте об опоздании на работу:
- время составления документа. Этот пункт крайне важен, так как в вопросе опоздания роль может сыграть каждая минута;
- время опоздания с точностью до минуты;
- объяснения опоздавшего, предупреждал ли о задержке заранее кого-то из коллег;
- какой именно пункт трудового договора или правил внутреннего трудового распорядка был нарушен.
Процедура
После составления акта ответственное лицо пишет служебную записку на имя руководителя предприятия, в которой подробно описывает случившийся инцидент. Записка будет являться приложением к акту. Набор документов передаётся на рассмотрение директору, который в свою очередь примет решение о применении дисциплинарного взыскания. Любое распоряжение начальника всегда оформляется в виде специального документа – приказа. К приказу также прикладывается акт и служебная записка ответственного лица, зафиксировавшего нарушение.
Форма документа
На сегодняшний день действующее трудовое законодательство не требует составления акта об опоздании на работу с использованием общеобязательного унифицированного бланка. Документ пишется на рабочем месте в свободной форме. Следует отметить, что свободная форма также имеет свои критерии. Речь идёт о:
- деловом стиле языка;
- обозначении реквизитов;
- подписании официальной бумаги всеми упомянутыми в ней лицами.
Для составления акта можно использовать фирменный бланк организации или чистый лист бумаги формата А4. Исполнить текст допускается как в рукописном виде с помощью чёрной или синей шариковой ручки, так и в машинописном при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за зафиксировавшим нарушение лицом. Рекомендуется всегда иметь в запасе бланки для заполнения.
Объясняем, как правильно составить акт об опоздании на работу
Начать следует с шапки документа. Первым делом посередине строки пишем наименование официальной бумаги, затем присваиваем ей номер для документооборота на предприятии. Чуть ниже обозначаем наименование организации-работодателя, дату и время составления документа, а также населённый пункт, в котором располагается компания.
Ниже по документу начинается его основная часть. Начинаем её с перечисления всех сотрудников, участвующий в процедуре составления. В первую очередь указываем лицо, зафиксировавшее нарушение. Для каждого работника потребуется обозначить ФИО и должность согласно штатному расписанию.
Следующим этапом будет являться описание нарушения. Ёмко, но в то же время подробно излагаем суть случившегося. Требуется указать ФИО и должность нарушителя, зафиксировать причину опоздания (со слов опоздавшего). Как только все необходимые данные будут обозначены, можно переходить к подписанию.
Примерный образец
В акте должны расписаться все члены комиссии, а также непосредственно сам нарушитель. Опоздавший работник расписывается за своё ознакомление с содержанием официальной бумаги. Подписанный документ передаётся на рассмотрение директору.
После составления акта
Акт составляется в одном экземпляре и подлежит обязательному хранению в архиве организации. В случае возникновения спора документ послужит доказательством. Работник вправе оспорить применение к нему дисциплинарного взыскания, если докажет, что имел уважительную причину для опоздания. К таковым можно отнести попадание в больницу, участие в ОРМ для органов внутренних дел в качестве понятого, смерть близкого родственника и так далее.